Имя Ганса Христиана Андерсена не нуждается в излишнем представлении. На произведениях великого сказочника выросли десятки поколений детей, его книги переведены на 150 языков мира, а истории о Русалочке, Дюймовочке и отважной Герде, мечтавшей вызволить Кая из цепких холодных рук Снежной королевы, стали классикой детского кинематографа. Подробнее об этих и других интересных фактах из жизни датского писателя можно узнать ниже.
Детство
Ганс Христиан Андерсен (Ханс Кристиан) родился 2 апреля 1805 г. в Дании, городе Оденсе. Вряд ли его родители могли тогда представить, насколько высоко взлетит их сын, став богатым и знаменитым на весь мир. Семья не отличалась особым достатком, да и откуда взяться деньгам у простого башмачника и прачки, которые еле сводили концы с концами. Плебейское происхождение выдавала и приставка к фамилии «сен», свойственная в то время простолюдинам.
Что мог дать своему отпрыску босяк-отец? Разве что передать по наследству необузданную фантазию и тягу к путешествиям. И если сын впоследствии объездил всю Европу, о чем писал в своих путеводных заметках, то его родитель-тезка (тоже Ганс) нашел весьма своеобразный способ посмотреть мир — записался в армию Наполеона и уехал в Голштинию. Правда, воевать ему так и не пришлось, но со службы он вернулся уже калекой, став позднее прообразом стойкого оловянного солдатика.
Как бы то ни было, но именно отец познакомил мальчика с литературой. Почти каждый вечер впечатлительный и чувствительный малыш засыпал под арабские сказки «1001 ночи», рисуя в голове продолжение увлекательных историй из далекой восточной страны. Поход в театр произвел на Ганса неизгладимое впечатление, которое он потом долго смаковал в своих воспоминаниях. Равно как и прогулки в местном парке, во время которых отец и сын как-то по-особенному сближались.
Отношения со сверстниками у ребенка не складывались. Уж очень эмоциональным и ранимым он рос, что было на руку местным задирам. Тумаки сыпались направо и налево, а дать сдачи не хватало духу. Не лучше обстояли дела и в школе, где вовсю культивировалось наказание розгами — времена были жесткие и смутные. Школа превратилась в непосильную пытку, и когда Ганс наотрез отказался идти на учение, то родители не стали особо сопротивляться. Молча определили своего «трудного» подростка в благотворительную гимназию для бедных детей. Параллельно с получением начального образования юноша приобретает рабочие специальности — сначала ткача, а потом портного.
Установить контакты с коллегами по цеху тоже не получилось. Те открыто подтрунивали над нескладным и худым учеником, а однажды даже загнали в угол и сняли ему штаны, чтобы выяснить, кто же перед ними — мальчик или девочка. Этот случай окончательно убедил будущего сказочника-гения, что мир настолько суров и несправедлив, что лучший способ выжить в нем — это уйти в себя. Что он и сделал, окружив себя друзьями в виде деревянных кукол, некогда сделанных отцом.
Отрочество
В 14 лет Ганс покинул отчий дом и уехал в Копенгаген в поисках лучшей жизни. На тот момент отца уже не было в живых, а мать, Анна Мари, даже не подозревала, что сын больше в родной город не вернется. Хлипкий и несуразный с виду, внутри юноша сгорал от амбиций. Его хотелось славы, известности, признания, утереть нос всем своим обидчикам и доказать, что он выше них вместе взятых.
Детская мечта играть в театре начала превращаться в реальность, хотя и в искаженном виде — впрочем, как всегда. За свою долговязую осанку, непропорциональные конечности и длинный нос юноша получил прозвище « фонарный столб» и «аист». Вскоре стал ломаться и голос, пришлось пережить и это испытание. В течение трех лет Ганс пытается влиться в актерскую среду, участвует в классических постановках, но главных ролей не получает. В 1822 г. появляется его первая пьеса «Солнце эльфов», в основу которой ложится древнескандинавский сюжет. Проба пера получается не слишком удачной, сырой, кособокой, но дирекция театра обращает внимание на актера-новичка.
Совет директоров принимает решение предоставить Андерсену стипендию, а потом и вовсе дает право на бесплатное обучение в гимназии. И снова пытка — ученики деспоты, травля, насмешки, колкости и издевательства. Тем не менее, 17-летний начинающий литератор заканчивает учебу, правда так до конца жизни и не научившись грамотно писать.
Последующие события можно назвать удачей, той редкой птицей счастья, которая все-таки взмахнула крылом над головой молодого, но уже успевшего настрадаться, юношу. Главный датский казначей, Йонас Коллин, распоряжавшийся в то время финансами страны, уговорил короля Федерика VI оплатить образование талантливого парня. Так перед Андерсеном открылись двери престижных заведений Слагельсе и Эльсинора, где его продолжали беспощадно критиковать, но и обогащать новыми знаниями.
Творчество
Для многих будет удивительно узнать, что помимо сказок, писатель пробовал силы и в других литературных направлениях. Его творческое наследие впечатляет огромным количеством туристических заметок (всего 50 томов), многочисленными очерками и мемуарами. Пять полноценных романов, 20 театральных пьес, и это не считая сказок, которых написано было целых 168.
Первый сборник стихов вышел в 1826 г., а через три года, в 1829 г., появилась книга «Путешествие пешком от Хольмен канала к восточному мысу острова Амагер», послужившая стартом для всенародного признания. Все его последующие путеводные дневники буду отличаться легким слогом, жизнерадостным юмором, неординарным стилем изложения и свежестью взглядов на, казалось бы, простые и обыденные вещи. В своих путешествиях Андерсен проживал совсем другую жизнь, наполняя себя изнутри свободой, радостью и надеждой на светлое будущее.
В 1834 г. был издан первый роман под названием «Импровизатор», а скоро за ним последовали еще пять, среди которых наибольшую популярность приобрели «Только скрипач», «О.Т.». Автора даже сравнивали с Виктором Гюго и Вальтером Скоттом, но так сложилось, что не серьезная литература принесла ему мировое признание, а именно сказки. Их он начал периодически издавать с 1835 г., а в 1841 вышел сборник «Сказки, которые были рассказаны детям», куда вошли «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Маленький Клаус и Большой Клаус» и другие. Все они были «выходцами» из народного эпоса, восстановленного из детской памяти и тщательно переработанного. А вот последующие за ними «Русалочка», «Ромашка», «Оле Лукойе», «Дюймовочка» — уже чистый плод фантазии самого писателя.
На фоне других сказочников, коими была богата эпоха романтизма, произведения Ганса Христиана Андерсена отличаются отсутствием дидактичных основ и нарочитым уравновешиванием народа с королевской властью. В незамысловатых, но глубоких по смыслу сюжетах, короли собственноручно стелют постели, хотя голыми по дворцу, варят гречневую кашу и вообще ведут себя без лишнего пафоса. Иными словами, по настоящему открыто и правдиво, донося читателям главную мысль — все люди имеют свои маленькие слабости и живут под одним солнцем, неважно, в бедных лачугах или царских хоромах.
Период 1844-1848 гг. становится пиком сказочного творчества, в продаже появляется очередной сборник «Новые сказки», в которых вошли самые знаменитые работы: «Девочка и спички», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Тень» и т.д. Сказки становятся более философскими, глубокими, их с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Простой язык, приближенный к народному, воспринимается легко и непринужденно, но одновременно откладывается в головах читателей тем самым разумным зерном, которое так тщательно отбирается и взращивается автором.
Последние этапы творчества писателя ознаменованы сборниками «Истории» (1852-1855 гг.) и «Новые сказки и истории» (1858-1872 гг.). Героями сказок становятся современники Андерсена: простые люди, озабоченные повседневными делами, художники, ученые, моряки — все те, которых можно увидеть, обернувшись вокруг себя. Также выходят две автобиографические книги «Приключения моей жизни» и «Сказка моей жизни», где автор предстает перед читателями в образе великого фантазера, который предпочел реальной жизни сказочный мир с его детской непосредственностью и любовью к чудесам.
Личная жизнь
С личной жизнью у писателя не задалось. Тайна, покрытая мраком, не дающая покоя исследователям его биографии и просто любопытным читателям, которые не против заглянуть в замочную скважину в поисках «вкусной» перчинки. Бытует мнение, что великий сказочник принадлежал к числу латентных гомосексуалистов, водя тесную дружбу с известным в то время танцовщиком Харальдом Штраффом и герцогом Веймара. Так ли это на самом деле, история умалчивает, хотя попытки выстроить отношения с женским полом все же предпринимались. Правда, слишком робко и нерешительно.
Первой дамой сердца стала сестра школьного товарища Риборг Войгт. Причем, объект юношеской страсти долго не подозревала о тайном воздыхателе, пока тот не осмелился изложить свои чувства на бумаге. Когда поток писем стал неприлично большим, девушка резко пресекла любые попытки сблизиться с собственной персоной. Начинающему литератору без гроша в кармане она предпочла состоятельного юриста и не раздумывая вышла в 18 лет за него замуж.
Следующая любовная история связана с Женни Линд, оперной певицей, обладательницей звонкого сопрано, прозванной в народе «шведским соловьем». Страстный, но стеснительный молодой человек караулил свою богиню за кулисами, одаривая ее подарками и стихотворной лирикой. Но красавица оставалась равнодушной, воспринимая пылкого ухажера как брата. Когда девушка пошла под венец с композитором Отто Гольдшмидтом, Андерсен впал в затяжную депрессию и потерял всякую надежду на личное счастье. Именно Женни стала прототипом Снежной королевы — сказки, облетевшей весь мир и принесшей оглушительную популярность.
Неудачи молодости отложились в мозгу писателя страхом перед женским полом как таковым. Настолько сильным и безысходным, что до конца жизни он так и не познал плотской любви. Известно, что сказочник умер девственником, при этом не раз пытаясь наконец-то стать полноценным мужчиной, но так и найдя в себе мужества переступить эту черту. Андерсена буквально рвало на части — с одной стороны, он был отчаянным романтиком, преклоняясь перед порядочными женщинами, мог забрасывать их пылкими письмами, производя впечатления безумца. С другой, до умопомрачения жаждал страсти, но презирал проституток, хотя нередко специально ездил в Париж и Неаполь, преследуя уличных шлюх и не решаясь воспользоваться их услугами. Уже будучи в преклонном возрасте, он продолжал посещать публичные дома, чем приводил в замешательство тамошних «работниц». От жриц любви ему нужно было только общение, не более того.
Есть версия, что интерес к гулящим женщинам в какой-то мере передалась Андерсену по наследству. Его бабка была даже посажена в тюрьму за недостойное поведение, а мать, Анна Мария, заклеймила себя позором, родив внебрачную дочь. Но дальше всех продвинулась тетка по материнской линии, которая имела непосредственное отношение к проституции, долгое время державшая собственный бордель.
Странности характера
Роль жертвы, привитую с детства, Андерсен культивировал на продолжении всей своей жизни. Он любил пострадать, делал это профессионально и публично. Чем больше сочувствующих зрителей собиралось вокруг, тем ярче было удовольствие от осознания собственной жертвенности. А еще писатель просто утопал в различных фобиях. Ему везде чудились враги, лгуны и грабители. Список страхов был настолько длинным и, порой, удивительным, что трудно даже представить, как они все могли вселиться в одного человека.
Например, сказочник до смерти боялся наемных убийц и маньяков, шарахался от собак и постоянно проверял наличие паспорта в кармане. Его постоянно преследовал ужас, что можно умереть в огне или воде, и по этой причине под рукой всегда была веревка — надо же как-то выбираться из окна, охваченного пожаром. Рядом с кроватью непременно клалась записка: «Я не умер, я живой», чтобы вдруг по ошибке его не положили спящего в гроб.
Тело охватывал мандраж, когда писателю казалось, что он невзначай переплатил в магазине за книгу, газету или билет на поезд. Еще одна фобия — страх отравления. Однажды дело дошло до крайней точки умопомешательства, когда скандинавские дети преподнесли любимому сказочнику подарок в виде огромной коробки конфет, признанной впоследствии самой большой в мире. Андерсен с ужасом отверг сладкий гостинец, отправив его на дегустацию своим племянницам. Когда девочки попробовали конфеты и остались целыми и невредимыми, он забрал у них презент и съел весь шоколад в гордом одиночестве.
Неотступно шел по пятам и страх зубной боли. Сила внушения сыграла с Гансом плохую шутку, подарив пожизненные проблемы с зубами. Причем, писатель всерьез верил, что его работоспособность и талант имеют прямую зависимость к количеству зубов во рту. Когда выпал последний, то тяга к писательству действительно пропала, проснувшись вновь с появлением вставной челюсти. Но вот чудеса — в один прекрасный день заболела и она.
При всех своих тараканах в голове Андерсен отличался болезненным самолюбием и тщеславием. Даже самые близкие друзья иногда терялись от его манерности и нарочитого пренебрежения, сквозившего из уголков губ. Страницы автобиографичных мемуаров пропитаны комплиментами в свой адрес, что приводило сначала в удивление, а потом и возмущение многих соратников-писателей и людей из близкого окружения.
Немало тщеславных ноток прослеживалось и в повседневном быту. Мнение, что Андерсен не следил за своей внешностью, был неряшлив и не замечал поношенного костюма, в корне ошибочно. Друг, Эдвард Коллин, вспоминал: «В разряд денди его поместить было нельзя, но одежда всегда подбиралась тщательно и скрупулезно. Волосы всегда были вымыты, расчесаны и завиты, а проходя мимо зеркала, взгляд всегда задерживался на своем отражении. При этом лицо приобретало налет гениальности, подбородок вздергивался вверх, глаза горели».
Королевская кровь
В Дании существует легенда, что на самом деле Кристиан Андерсен не такой уж и простолюдин, а в его жилах течет королевская кровь. Насколько эти слухи правдоподобны, никто не знает, но писатель указывал в автобиографии, что в детстве часто играл с неким Фристом, который спустя годы стал королем Фредериком VII, вот только вопрос, является уличный мальчишка и монарх одним и тем же лицом, или это все-таки разные люди.
Дыма без огня не бывает, и тот факт, что после смерти короля у его гроба стояли только прямые родственники и Андерсен, косвенно подтверждают эту необычную и амбициозную версию. Зрелое окружение сказочника также мало напоминало плебейский. Над «Историей одной материи», не стесняясь, рыдала вся монархическая семья Швеции, император Мексики лично награждал писателя пышными орденами и именными стипендиями, король Кристиан IX, вошедший на трон после Фридерика VII, пошел еще дальше — обеспечил литератора пожизненной пенсией. А заодно и «подсадил» своих детей на «Снежную королеву», «Дюймовочку» и другие сказки, читая их будущим обладателям престолов в Англии, Греции и России перед сном.
Другие интересные факты о жизни Кристиана Андерсена
Что еще можно найти интересного и удивительного в биографии знаменитого датчанина? Хотя бы вот эти факты:
- В детстве, когда у замкнутого и ранимого мальчика совсем не было друзей, одна девочка по имени Сара подарила ему белую розу. С тех пор цветок стал для него олицетворением чуда, не раз становясь предметом внимания в своих сказках.
- При всем неистовстве народной любви писатель не любил, когда его отождествляют именно с детским сказочником. Более того, он завещал, чтобы после смерти на памятнике в его честь не было даже намека на детское присутствие. Монумент Андерсена, установленный в Копенгагене, полностью отвечает запросам своего живого «прототипа» — мужская фигура гордо восседает на большом кресле, застывшая за чтением книги.
- Ганс был большим поклонником творчества Пушкина. Зная об этом пристрастии, друзья как-то подарили ему книгу, специально подписанную рукой русского поэта. Реликвия потом береглась всю жизнь, а сегодня является музейным экспонатом.
- В Советском Союзе Андерсен входил в список самых издаваемых зарубежных авторов, но с обязательной поправкой — в переводах тема религии и церкви всегда обходилась стороной. Она либо убиралась из произведения напрочь или была очень завуалирована, и непосвященный читатель не замечал никаких подозрительных неточностей. Так, в сказке «Снежная королева» Герда в минуты опасности вдохновленно молилась, что в российском переводе даже не читается между строк.
- Сказки писались очень быстро, максимальный срок написания — двое суток.
- Умер Андерсен в возрасте 70 лет, предположительно от рака печени, 4 августа 1875 г.