Если русская наука ассоциируется у всех с именем Михаила Ломоносова, а поэзия с Александром Пушкиным, то музыка, с ее истинно русской душой, неизменно связана с образом Михаила Глинки. Именно ему удалось создать в своих произведениях тот самый собирательный образ народной души, правдивый и понятный, который впоследствии часто использовался другими композиторами. В жизни музыканта было много интересных фактов, связанных, как с творческой деятельностью, так и делами сердечными. Впрочем, как и у каждого человека, щедро одаренного талантами с рождения.
Детство и отрочество
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в семье помещика Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны. Малой родиной будущего композитора стало село Новоспасское в Смоленской губернии. Воспитанием мальчика в первые годы жизни занималась бабушка, авторитарная и бескомпромиссная женщина, зародившая в нем с самого детства множество комплексов. Именно благодаря ей, музыкант всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем и был крайне мнительным, нервозным человеком.
Начальное музыкальное образование Глинка получил от своей гувернантки, выписанной из Санкт-Петербурга и обучавшей не только игре на фортепиано, но и скрипке. Еще будучи ребенком, он «тренировался» на медной кухонной посуде, имитируя звуки колокольного звона. Когда умерла бабушка, бразды воспитания взяла в руки мать, а поскольку в 1817 году семья переехала в Петербург, то появилась возможность устроить сына в пансион при Педагогическом институте.
Там юный Михаил начал брать уроки музыки, вдохновляясь игрой своего кумира, пианиста Карла Майера. Позже, в своих воспоминаниях, композитор говорил, что именно этот преподаватель стал отправной точкой в формировании музыкального вкуса. На выпускном экзамене ученик и маэстро даже публично исполнили вдвоем концерт Гуммеля для фортепиано, чем сорвали аплодисменты зрителей.
Курс пансиона был рассчитан на 5 лет, в течение которых Глинка активно общался со своими сверстниками, являвшихся по большей части детьми дворянских семей. В частности, сдружился с братом Пушкина, Львом, а затем и самим Александром Сергеевичем, на тот момент бывшим еще просто Александром. Молодые люди быстро нашли общий язык и поддерживали теплые отношения вплоть до трагической гибели поэта.
Несмотря на желание продолжать заниматься музыкой, отец Глинки настоял, чтобы сын поступил на государственную службу. Должность помощника секретаря Главного управления путей сообщения звучала так же уныло и бесперспективно, как, собственно, и сама работа. Служилось очень трудно и натужно, по обязанности, а не велению души. Все свободное время отдавалось главному делу — музыке, хотя родителем эта «богадельня» воспринималась не более чем шутовством.
Начало творческого пути
Первые творческие опыты нашли отражение в мелодиях модных романсов, имевших среди петербургской публики огромный успех. Особенной популярностью в светских салонах пользовался романс «Разуверение», положенный на слова Баратынского. Позже он стал известен больше под названием «Не искушай меня без нужды». Композиция оказалось настолько удачной, что слова и ноты переписывались от руки, а однажды Глинке сказали, что при исполнении его романса в пушкинском Михайловском в зале появился живой дух, настолько проникновенной и душевной была звучащая музыка.
Чуть позже были написаны и другие, ставшие не менее известными, романсы. В частности, «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С. Пушкина. Публичное признание было очень лестно Глинке, он и сам любил свои песенные творения, считая их чем-то вроде первых набросков в своей жизненной записной книжке. Не преуменьшая своих успехов, молодой музыкант был твердо уверен, что это лишь начало, и впереди его ждет прекрасное будущее.
Как большинство творческих людей, Михаил Иванович был человеком настроения. Он мог не спать ночами, полностью потерявшись во времени, и снова и снова разбираться в музыкальных построениях, ища идеальный вариант. Из-под его пера появляются не только новые романсы, но и инструментальные пьесы. Первая публикация сочинений состоялась в 1829 году. В этот же период Глинка знакомится со многими поэтами, художниками, музыкантами и другими представителями искусства, являвшимися цветом тогдашнего общества: Грибоедовым, Стасовым, Жуковским, Серовым и т.д.
Будучи с детства болезненным и слабым, в 1830 году Глинка отправляется в Италию, где он в течение трех лет не только поправляет свое здоровье, но и активно погружается в творческую среду, вдохновляясь итальянской музыкой. Дальше путь композитора лежал в Германию, он отправился в Берлин, где обучался теории музыки у известного мастера Зигфрида Дена, параллельно знакомясь с местной творческой элитой: Доницетти, Беллини, Мендельсоном. Продолжить свое зарубежное «турне» не позволила смерть отца. Глинка вынужден был вернуться в Россию.
Опера «Иван Сусанин»
Оказавшись снова на родной земле, композитор приступает к работе, идею которой вынашивал в себе несколько лет. Он набрасывает план оперы, компонуя его вокруг одного главного героя — Ивана Сусанина, костромского мужика, проявившего хитрость и смекалистость во время войны с поляками. Задумка состояла в том, чтобы создать произведение в абсолютно ином жанре, уйти от привычных «лукавых мельников на сцене и Иванушек-дурачков», сделав упор на трагичную судьбу крестьян-свободолюбцев — показать жизнь простых людей бес прикрас, максимально приближенную к реальности.
Опера получила название «Жизнь за царя». На премьеру, состоявшуюся 27 ноября 1836 года, приехал лично царь и члены его семьи, не говоря уже обо всем петербургском свете — событие действительно было знаковым. Поначалу публика недоумевала, уж слишком необычно разворачивались действия на сцене. Затаив дыхание, зрители наблюдали, как на подмостках появляются деревенские мужики и бабы, голосящие народные песни с присущим надрывом. Музыка также не давала скучать, из торжественной и величавой вдруг становясь задорной и залихватской. Когда финальная сцена ознаменовалась звоном церковных колоколов, а хор мощно обрушил на всех «Славься», Глинка выдохнул с чувством облегчения и душевного ликования — он понял, что премьера состоялась.
Несмотря на несмолкающие аплодисменты, «умыться» в ведре критики композитору все же пришлось. Уже на следующий день газеты пестрили статьями о прошедшей опере, где ей было дано название «кучерской» — непозволительно такие вольности показывать на большой сцене, перебор, слишком смело и непонятно. Зато тот, кто понял глубокий смысл, заложенный в постановке, безоговорочно признал, что в России начинается новый виток развития искусства, истинно русского, живого, уникального в своем роде. Одоевский писал: «Опера Глинки — есть подвиг, дело не просто таланта, но гения!».
К тому моменту, когда музыкант снискал славу творческую, все пути к карьере в Главном управлении путей сообщения уже были давно обрублены. О чем, собственно говоря, Михаил Иванович и не переживал. В 1837 году ему было предложено возглавить Придворную певческую капеллу в должности капельмейстера. Приглашение принято без раздумий, и в течение трех последующих лет Глинка руководил хором.
Опера «Руслан и Людмила»
Свою вторую оперу «Руслан и Людмила» Глинка представил на суд зрителей через шесть лет после триумфальной премьеры «Жизни за царя», в тот же день — 27 ноября 1842 года. И на этот раз работа кардинально отличалась от всего, ранее игравшегося на сцене. Как писал в своих записках сам композитор: «Музыка должна сверкать, гореть, искриться, чтобы от нее рыдать и смеяться одновременно!».
Премьера провалилась. Красоту и своеобычие музыкального сопровождения признали все, а вот исполнение оперы оказалось неудачным. Как после отмечали критики, главной причиной неудачи стала интеллектуальная неподготовленность публики, казавшейся неспособность оценить ту музыкальную высоту, на которую сумел подняться Глинка в своем творчестве.
В произведении были нарушены все стереотипы о традиционных вокальных голосах. Так, например, партия витязя Руслана написана для баса или низкого баритона, тогда как в классической итальянской модели эту роль исполнял бы тенор. Партия Людмилы предназначена для колоратурного сопрано, а роль я князя Ратмира и вовсе женская, написанная для контральто.
Существует еще одна версия, согласно которой провал связывают с уходом царя с премьер. Николай I демонстративно покинул ложу, не дождавшись окончания представления. Далее же, чтобы оправдать этот поступок, официальная пресса предпочла перенаправить фокус внимания в сторону каких-то недостатков технической части оперы. Так или иначе, но «Руслан и Людмила» не продержалась в репертуаре даже года, исчезнув и театральных афиш. Подавленный и сбитый с толку, Глинка снова сбегает за границу, на этот раз во Францию, а затем в Испанию. В Европе он живет три года, полностью восстанавливая душевные силы и обретая уверенность в себе.
Личная жизнь
Достаточно влюбчивый по своей природе, Глинка несколько раз в своих европейских путешествиях становился «мишенью» для стрел Амура, но до семейных уз дело не доходило. Первой и последней официальной женой стала Мария Петровна Иванова, дальняя родственница по отцу, с которой музыкант познакомился случайно, на вечере у друзей. На момент знакомства девушке было всего 17 лет, тогда как ее избраннику перевалило уже за 30.
Разница в возрасте не остановила композитора, но брак в итоге оказался несчастливым. Во многих биографических справках супруга Михаила Ивановича описывалась как недалекая женщина, не разделявшая страсть мужа к музыке, а отдававшая предпочтение только лишь нарядам и светским развлечениям. По складу ума она была практичной, расчетливой, и, по всей видимости, в романтическую картину мужа совсем не укладывалась.
На самом же деле Мария была еще слишком молода, чтобы «одеть» на себя роль чопорной супруги. Несмотря на отсутствие творческого начала, в ее голове кружились мысли о балах, прогулках, новых прическах и платьях — одним словом том, о чем думают юные девушки, только вступившие в период выходов в общество. Отношения супругов не заладились уже в первый год после свадьбы, но в браке им пришлось мучить друг друга долгих 10 лет.
Каждый начал жить своей жизнью, добирая на стороне то, что не дано было почувствовать в супружеской спальне. Глинка увлекся Екатериной Керн, дочерью той самой музы, которой Пушкин посвятил свое известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В отличие от красавицы супруги, новая любовь была невзрачной, бледной и болезненной на вид, зато интеллектуально образованной и тонко чувствовавшей искусство. Вероятно, именно в Екатерине Керн музыкант увидел то, что он так тщетно искал в жене.
Та, в свою очередь, тоже не теряла время даром и активно пользовалась вниманием мужчин. Оба знали о взаимных похождениях на стороне, периодически ссорились и выясняли отношения, но, скорее, лишь для успокоения собственной совести, нежели от реальных душевных страданий. Спустя шесть лет брака Мария Ивановна тайно обвенчалась с молодым корнетом Николаем Васильчиковым. Когда история получила огласку, Глинка был рад — наконец-то он мог подать на развод.
Вот только жениться на своей тайной любовнице, с которой они все это время продолжали встречаться, не получилось. Расхотелось. Все прошло. Ходили слухи, что Керн забеременела, и, чтобы сохранить свою репутацию, уехала в Полтавскую губернию на деньги Глинки. Неизвестно, родился ли ребенок, и как сложилась его судьба, но чувства к некогда обожаемой женщине охладели. Роман закончился именно в тот момент, когда, казалось бы, появилась возможность узаконить отношения. Больше никаких длительных романов у композитора не было.
Последние годы жизни
Вернувшись в Россию после очередной европейской «отлучки» Глинка живет в Петербурге, но утомившись от светской жизни, ищет спокойствия в своем родовом имении. Ослабленное здоровье и проблемы в личной жизни влекут за собой депрессию, но это не мешает композитору написать две испанские увертюры, а затем «Камаринская». В его творческой копилке числится уже больше 70 романсов, тарантеллы для оркестра, увертюры и другие сочинения, отличающиеся высоким мастерством музыкальной формы и художественным вкусом. Время от времени маэстро вел преподавательскую деятельность, обучая оперных певцов вокалу.
В 1856 году Михаил Иванович решает посвятить себя русской церковной музыке и отправляется в Берлин, где почти год обучается искусству древних церковных ладов у все того же Зигфрида Дена. Именно там и случается с ним роковая простуда, повлекшая за собой воспаление легких. Буквально мгновенно болезнь скосила его с ног, уложив в постель, и в ночь на 3 февраля 1857 года Глинки не стало.
Похороны были скромные, тихие и прошли практически незаметно. Музыканта похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, а спустя пару месяцев его прах перевезли в Россию. Занималась всеми делами сестра Людмила, специально приехавшая в Германию, чтобы отправить останки брата на родину. Сегодня могила Глинки находится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге, лаконичная, без лишнего пафоса и привлечения внимания. В 1885 году в Смоленске ему был поставлен памятник, средства на возведение которого собирались по всенародной подписке.