Трудно найти писателя, который мог бы сравниться по степени прижизненной славы с Максимом Горьким. Прозаик, драматург, активный политический деятель и революционер, получивший признание не только у себя на родине, но и за рубежом. В честь его имени был переименован город Нижний Новгород, названо два крупнейших театра, улица в Москве и даже Литературный институт. Писатель пять раз номинировался на Нобелевскую премию, много лет прожил в иммиграции и был обласкан самыми красивыми женщинами России. И это далеко не все интересные факты из его бурной и насыщенной разными событиями жизни.
Детство
Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде 28 марта 1868 года в доме своего деда, Василия Каширина. В три года мальчик остался без отца и почти не помнил своего родителя. Тот умер, выхаживая маленького сына, заболевшего холерой, но рассказы родственников оставили о нем глубокий след в чувствительном детском сердце. Причем настолько глубокий, что впоследствии имя отца станет частью писательского псевдонима.
Мать, рано оказавшаяся вдовой, вскоре снова вышла замуж, но не совсем удачно. Отношения с отчимом не сложились, в семье были постоянные ссоры, а нередко дело доходило даже до рукоприкладства. Когда мама умерла от чахотки, Алексею было всего 10 лет. Родителей мальчику заменила бабушка, Акулина Ивановна, окружившая его любовью и заботой, но также вскоре покинувшая это мир.
Ребенок стал, по сути, никому не нужным. Живя в доме своего деда, он чувствовал себя одиноким и брошенным, с натугой учился в церковно-приходской школе и осваивал азы начальной грамоты. С 11 лет мальчик вынужден был уйти на вольные хлеба, так как дед к тому времени окончательно разорился, практически не уделял внимания внуку и в принципе вел себя по отношению к нему максимально жестко и авторитарно.
На какое-то время за «воспитание» трудного подростка взялась улица. Алексей выживал, как мог — работал на подхвате в магазине, посудомойщиком на пароходе, пекарем, подворовывал и продавал дрова со складов, собирал тряпье, за что приобрел среди дворовых мальчишек прозвище «ветошника».
Среднее образование он так и не получил, бросил городское училище, а поступить в Казанский университет не позволило отсутствие документов. При этом был жаден до книг, буквально проглатывая своих любимых философов-идеалистов Ницше, Шопенгауэра, Кафку. Обладая феноменальной памятью, Алексей поражал сверстников своими знаниями, а вот орфографическая грамотность так и осталась «неподъемной ступенькой». Уже будучи признанным писателем, Пешков писал с массой ошибок, пользуясь услугами корректоров, в том числе и в лице своих жен.
Юность и первые пробы пера
Нищета, разброд в мыслях и неопределенность будущего привели юношу в общество революционеров-народников. Увлечение пропагандисткой деятельностью приводит в 1888 году к аресту, после чего молодой человек попадает под пристальный надзор полиции.
Начинается этап бродяжничества по стране и поиска самого себя. Перебиваясь мелкими заработками, Алексей сумел пешком добраться до Кавказа, попутно копя впечатления и записывая свои мысли на бумаге. Именно они станут основой для будущих рассказов, а сам период странствований писатель после назовет «моим университетом».
По возвращению в родные места 24-летний Пешков начинает работать сразу в нескольких провинциальных изданиях, орудуя пером под псевдонимом Иегудиил Хламида. Вскоре был придуман другой вариант литературного имени — Максим Горький. Впервые оно появилось в качестве подписи к рассказу «Макар Чудра», напечатанному в Тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году.
Дальше следует сотрудничество с газетами «Волжский вестник», «Нижегородский листок», а также печать в популярнейшем на то время журнале «Русское братство». В 1895 году вышли рассказы «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе», а через три года писатель получил долгожданное всеобщее признание за свои «Очерки и рассказы». Роман «Фома Гордеев» был встречен на ура не только простыми читателями, но и зубастыми критиками. Горький становится в один ряд с Чеховым и Толстым, его читают взахлеб, разбирают на цитаты.
Проявляются и способности талантливого организатора. В 1901 году Горький возглавил издательство «Знание», имевшее огромный вес в литературном обществе того времени. Параллельно оттачивается драматургическое мастерство. Пьеса «На дне» ставится сначала в МХАТе, а затем активно играется на сцене зарубежных театров, в частности берлинском Kleines Theater.
Вехи «взрослой» биографии
Вера в прогрессивность коллективного разума потерпела фиаско с началом Первой мировой войны. Горький отчетливо осознал, насколько мизерна цена человеческой жизни, и как в условиях войны легко растерять свои идеалы. После событий 1905-1907 годов он уезжает в Италию на остров Капри и задерживается там на целых 7 лет. Обострившийся туберкулез дает о себе знать, но теплый средиземноморский климат дает надежду на выздоровление.
В этот период писатель ведет активную творческую деятельность: издает роман «Мать», сборник повестей, сатирические рассказы «Сказки об Италии», занимается редактурой большевистских газет «Звезда» и «Правда». Также оказывает всяческое содействие изданию сборника писателей-пролетариев и дистанционно курирует редакторский отдел журнала «Просвещение.
После Октябрьской революции Горький продолжает занимать активную позицию в политической жизни России. С одной стороны, он дает критическую оценку действиям большевиков, тем самым, идя на завуалированную конфронтацию с Лениным, с другой же — поддерживает их, пасуя перед варварством народа и видя, как интеллигенция массово покидает страну.
В иммиграции писатель живет вплоть до 1928 года, продолжая плодотворно работать. Под жарким итальянским солнцем рождается роман «Дело Артамоновых», выходят циклы очередных рассказов, а также появляются наброски романа «Жизнь Клима Самгина». Горький с интересом наблюдает за изменениями в литературной жизни СССР, переписывается со многими молодыми писателями, но возвращаться не спешит. Встреча с родиной состоялась по инициативе Сталина, решившего, что зарубежная «командировка» эмигранта уж слишком затянулась. Писателю был устроена показательная поездка по стране, вдохновившая сначала его на создание цикла очерков «По Советскому Союзу», а затем и на возврат в 1931 году в СССР. На этот раз уже навсегда.
Как истинный трудоголик и фанат своего дела, Горький уходит с головой в работу. Он создает журнал «Литературная учеба», издательство «Академия», становится идейным вдохновителем открытия первого Литературного института. Со Сталиным устанавливаются взаимовыгодные отношения — один всячески восхваляет моральный облик политического руководства страны, другой не подрезает творческие крылья первому, предоставляя ему практически безграничную свободу самовыражения.
Умер Горький 18 июня 1936 года при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия кончины — воспаление легких. Но в кулуарах власти, равно как и на кухнях коммуналок, ходили слухи, что смерть была неслучайной, а среди причастных к убийству фигурировали имена Льва Троцкого и самого Сталина. Тело выдающегося русского писателя было кремировано, а прах помещен в Кремлевскую стену.
Тонкие грани психики
Суицидальные наклонности у Горького проявлялись еще с детства. Вполне вероятно, что причиной неустойчивой психики послужила сложная семейная обстановка, в которой рос будущий писатель. А, может, это была врожденная особенность мозга остро реагировать на те или иные жизненные обстоятельства — сейчас уже сказать сложно. Но когда в школьном возрасте мальчик заболел оспой, он не стал «молча» болеть дома, а демонстративно выпрыгнул из окна класса и оставался лежать на снегу, пока его не нашли преподаватели.
В 10 лет Алексей на спор лег под поезд, чем привел в изумление и замешательство своих сверстников. Не побоялся он со всей юношеской отчаянностью и импульсивностью броситься на отчима с ножом, когда тот на глазах обижал его мать. Как впоследствии Горький описывал этот случай приятелю И. А. Картиковскому: «Пуля в лоб или полное сумасшествие. Естественно, я выбираю первое».
Серьезную попытку суицида Алексей Пешков совершил в 19 лет, выстрелив себе в грудь. Причем не под властью сиюминутного порыва, а вполне осознанно, предварительно изучив анатомический атлас и прицелившись прямиком в сердце. Судьбе было угодно оставить юношу в живых, пуля прошла мимо сердца, но серьезно повредила легкое.
Случайно оказавшийся на месте «преступления» сторож-татарин срочно вызвал полицию, и незадачливый самоубийца был доставлен в земскую больницу, где и был успешно прооперирован. Говорят, что расстаться с жизнью его подтолкнула любовь к Марии Деренковой, оказавшаяся не взаимной. В предсмертной записке несчастный влюбленный эпично написал, что в его смерти просит винить Генриха Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце.
Но на этом история не закончилась. Через несколько дней, повздорив в палате с профессором медицины Н. И. Студентским, Пешков ворвался в ординаторскую, схватил бутылку с хлоральгидрантом и выпил пару глотков. И снова его откачали, сделав промывание желудка. Воспоминания об этом эпизоде будут позже изложены в рассказе «Случай из жизни Макара», вышедшем в печать в 1912 году.
Личная жизнь
Горький «грешил» повышенной сексуальностью, и не особо стремился это скрывать. В жизни писателя было изрядное количество романов, мимолетных связей и увлечений, многие из которых потом вплетались в канву его произведений. Причем часто эротические сцены описывались нарочито грубо, цинично и даже с неприкрытым отвращением.
По мнению исследователей, гиперсексуальность стала следствием не совсем удачного первого сексуального опыта писателя. Автобиографичная история потери невинности описана в рассказе «Однажды осенью», главным героем которого стал 17-летний юноша, познавший тайну любви с проституткой под опрокинутой лодкой на берегу моря.
Отвращение к физическому контакту с женщинами в юности ничуть не помешало Горькому уже во взрослом возрасте пуститься, что называется, во все тяжкие. По совету своего психиатра, настоятельно рекомендовавшего ему отказаться от телесного воздержания и «завести себе темпераментную бабенку», он не пропускает ни одной юбки и в 25 лет начинает совместную жизнь с Ольгой Каминской. Возлюбленная подающего надежды писателя, выпускница института благородных девиц, была старше его почти на 10 лет и уже успела на тот момент побывать замужем. Союз оказался недолгим и вскоре распался. Весь накал страстей и сложности взаимоотношений несостоявшихся супругов нашел отражение в рассказе «О первой любви».
В 1895 году Алексей Пешков знакомится с Екатериной Волжиной, ставшей вскоре его законной и единственной официальной женой. Дворянка по происхождению, образованная и интеллигентная девушка, сразу же влюбилась в талантливого журналиста, работавшего в редакции «Самарской газеты». Это был служебный роман, завязанный не только на страсти и влечении, а во многом на общности интересов, сходстве характеров и дружеском отношении друг к другу.
Через год Алексей и Екатерина обвенчались, и вскоре у пары родилось двое детей — дочь Катя и сын Максим. В пятилетнем возрасте дочка умерла от менингита, а с сыном у Горького сложились прекрасные отношения, и даже будучи уже взрослым и обзавёдшись собственными детьми, Максим часто жил со своей семьей под крышей отца.
Брак продлился 7 лет, распавшись из-за измены — разумеется, со стороны Горького. В роли разлучницы выступила Мария Андреева, роскошная прима Московского Художественного театра. Знакомство состоялось в 1900 году при личном содействии А.П. Чехова. Яркая, талантливая, разносторонне развитая и эрудированная красавица, знавшая несколько иностранных языков, игравшая в пьесах Ибсена, Шекспира, Чехова и выступавшая в партнерстве с самим К. С. Станиславским, пленила писателя в самое сердце. Оба были известны, не свободны, но молоды и полны надежд на будущее.
Роман длился 3 года, и в 1903 году влюбленные окончательно разошлись со своими половинами, став жить в гражданском браке. Мария Федоровна приняла на себя роль не только верной жены, но и личного секретаря, справедливого критика и соратницы во всех начинаниях супруга. Именно с ее подачи в 1905 году Горький лично познакомился с Лениным.
Ради мужа Андреева ушла со сцены, отставила детей от предыдущего брака, терпела множество неудобств и порицаний со стороны общественности. В силу своей публичности, ей приходилось быть всегда на виду и жить под натиском осуждения из-за своего незаконного сожительства. Во время пребывания в Америке, пару даже не хотели селить в одном номере отеля, выставив их на посмешище, хотя Горький всегда представлял Андрееву как свою супругу.
Несмотря на все перипетии, семья занималась активной революционной деятельностью, поддерживая партию РСДРП. Используя свои актерские и светские связи, а также путем «эксплуатации» бывших поклонников, Марии удавалось доставать крупные денежные суммы, жертвуя их на идеи «большевизма». В плен обаяния актрисы попал и Савва Морозов, крупный и влиятельный бизнесмен того времени. Доказательством его «пламенности чувств» стал чек на 100 тыс. рублей, большая часть которых была потрачена Андреевой на нужды партии.
Безоговорочная поддержка жены Горьким ценилась, но не настолько, чтобы хранить верность до гроба. Бес таки ударил в ребро, и Екатерине Павловне пришлось смириться с очередной изменой своего гражданского супруга. В 52 года она приняла последнюю, третью, любовь писателя — Марию Будберг, в девичестве Закревскую. И если на похождения с горничными, мимолетные интрижки с женами друзей и даже слухи о романе с невесткой (женой сына Максима) удавалось закрывать глаза, то здесь терпение лопнуло. А, может, накатила усталость, желание отпустить ситуацию и бросить все на самотек — неизвестно, но, так или иначе, Андреева ушла сама.
Новая пассия Горького получила в обществе прозвище «кошечки из железа». Острый ум, уверенность в себе, способность быстро оценивать ситуацию и достойно поддержать любой разговор не могли не вызывать восхищение. Мура (так ласково называл ее писатель) не слыла красавицей, но всегда оказывалась в центре внимания, привлекая людей внутренней свободой и природной обаятельностью. Разница в возрасте влюбленных была почти 25 лет, но это ничуть их не смущало.
Самое удивительное, что в этом союзе роли кардинально поменялись. Теперь Горькому приходилось терпеть сексуальные «отлучки» своей жены. 26-летней вертихвостке с высшим образованием, знающей пять языков и обладавшей навыками профессионального делопроизводителя, было тесно в супружеской постели — душа и тело требовали разнообразия. И она его нашла, в объятьях британского фантаста Герберта Уэллса. Причем, ничуть не скрывая своих увлечений и весело отшучиваясь на упреки Горького.
Не оставив после себя никаких дневников, мемуаров и каких-либо других письменных воспоминаний о жизни, Мария Будберг умудрилась создать вокруг своей личности очень загадочный и противоречивый образ. Одни считали ее немецкой шпионкой, другие приписывали ей связи с англичанами, третьи связывали с агентурой НКВД — Мура никак не реагировала на подобные слухи, более того, даже сожгла весь личный архив.
Роман с Гербертом Уэллсом продлился 12 лет, замуж за фантаста она так и не вышла, невзирая на все уговоры. Зато после его смерти приняла по завещанию 100 тыс. долларов, на которые впоследствии и жила. Безбожно курила, пила водку, дожив до 82 лет. Горький умер на ее руках в Горках, и до сих пор неизвестно, была ли причастна она к его смерти или нет. По одной из версий Мура отравила писателя по заданию Сталина.