Франц Шуберт – выдающийся австрийский композитор и автор песен, который, несмотря на свое очевидное мастерство и гениальность, при жизни не имел того признания. Жизнь этого необычного человека несомненно полна интересных фактов – ему пришлось усердно учиться и преодолеть много трудностей на пути к своей мечте.
Самые интересные и важные моменты из жизни
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в австрийском городе со сложным названием Химмельпфортгрунд. Его отец был школьным учителем, а мать – поваром. Франц был самым младшим из четырех выживших сыновей Шубертов; всего у них было 14 детей, но все умерли, кроме 4 мальчиков и 1 девочки.
Семья была очень музыкальной. Они организовали такой себе домашний струнный квартет, в котором 8-летний Франц играл на альте. Основы музыкального образования он получил от отца и брата Игнаца, а затем продолжил обучение теории музыки и игры на органе под руководством органиста приходской церкви.
Музыкальный дар проявился у Франца с раннего возраста. К 10 годам он мастерски умел играть на пианино, скрипке и органе, а также отлично пел. В 1808 году 11-летний мальчишка получил стипендию на обучение в венской школе-интернате и начал петь в хоре при императорской придворной часовне. Там его наставниками стали придворный органист Венцель Ружичка и композитор Антонио Сальери, который тогда как раз находился на пике своей славы.
Шуберт быстро стал лидером в студенческом оркестре, в котором он играл на скрипке; ему даже разрешалось дирижировать в отсутствие учителя. Ружичка и Сальери часто повторяли, что «когда учишь его чему-то новому, кажется, будто он уже все знает; видимо эти знания у него от Бога».
Хотя режим в церковной школе был очень строгим (позднее Франц с ужасом вспоминал, как им приходилось часами репетировать и без конца выступать), там он познакомился с Йозефом фон Шпауном, Альбертом Штадлером и Антоном Хольцапфелем, дружба с которыми продлилась много лет.
В 13 лет из-под руки одаренного мальчика вышла первая композиция – Фантазия для фортепианного дуэта, а через год – первая песня под названием «Жалоба Агари». Незаконченная оперетта «Der Spiegelritter» также принадлежит тем годам.
Судя по свидетельствам школьных друзей, Шуберт был очень стеснительным и поэтому особо никому не показывал свои первые сочинения. Со временем похвала окружающих и поддержка друзей помогли маэстро преодолеть застенчивость. Он обнародовал свои труды и получил хорошие отзывы, в том числе рецензию Антонио Сальери.
В 15 лет у Франца сломался голос, из-за чего ему пришлось уйти из хора и покинуть колледж, однако его музыкальное обучение на этом не закончилось. Сальери бесплатно согласился давать вундеркинду уроки контрапункта и композиции.
Взрослая жизнь
Через 3 года парень по настоянию родителей поступил в педагогический, а осенью 1814 стал помощником в школе своего отца. Тот был против того, чтобы сын стал композитором, и поэтому побудил его занять должность учителя. Шуберт преподавал в школе 3 года, но все свободное время он уделял музыке и написал много своих самых известных песен именно в тот период. Воодушевленный богатством лирической поэзии конца 18-го века, артист использовал ее для создания произведений в музыкальной форме. Так он основал новый жанр – немецкую художественную романтическую песню (liede). 19 октября 1814 года молодой композитор впервые поставил на музыку стихотворение Гете «Гретхен на прялке» из Фауста. В следующем году артист написал более 140 песен.
Было очевидно, что его призвание – это музыка, а не работа учителем. Франц осознает это и пытается утвердиться в качестве композитора, однако издатели отказываются публиковать его труды, боясь «современного» характера музыки и ее технических трудностей. Мужчина пробовал устроиться на должность капельмейстера в Лайбахе, но и тут ему отказали.
Дела пошли в гору благодаря знакомству с Францем фон Шобером и известным баритоном Михаэлем Фоглем. Обществу понравились песни Шуберта, которые Фогль распевал во всех венских салонах. В январе 1818 его композиция первый раз попала в печать, а 1 марта в Вене состоялось первое публичное представление «Итальянской увертюры до мажор». Летом артист наконец бросает работу в школе и переезжает в Желиз (Венгрия), чтобы обучать музыке двух дочерей графа Эстерхази. Этот период отмечен новым творческим всплеском. Став домашним музыкантом графа, Шуберт на время вышел из среды нищеты в атмосферу изысканной роскоши и богатства. Однако вскоре артист устал от аристократического окружения, к тому же, ему не хватало общения с товарищами. Поэтому в ноябре 1818 он вернулся в Вену.
В 20 лет на счету Шуберта уже было около 500 произведений, в том числе мессы, оперы, сонаты, квартеты, кантаты, песни, фортепианные пьесы и 5 симфоний. В 1820 году Франц был нанят двумя оперными театрами, чтобы сочинить пару опер. Они не имели большого успеха, но способствовали популяризации талантливого композитора. Несмотря на то, что у Шуберта было много почитателей, его произведения не собирали большие концертные залы, и не приносили существенного дохода.
В 1821 году материальное положение артиста ненадолго улучшилось. Шуберт заводил все больше знакомств в аристократических кругах Вены, и по всему городу в домах состоятельных жителей регулярно начали проводить концертные вечеринки под названием шубертиада. С помощью некоторых друзей он начал продавать свои песни по подписке.
Болезнь и последние годы жизни
Однако к концу 1822 года у композитора снова начались проблемы с деньгами и, в довершение ко всему, было выявлен серьезный недуг. Историки считают, что это был сифилис, которым мужчина мог заразиться от проститутки (в Вене в 1820-х годах подобные вещи бывали не редкость, так как проституция процветала).
Несмотря на болезнь, Шуберт продолжал творить с высокой скоростью. В этот период на свет появились такие знаменитые работы, как «Странная фантазия» для фортепиано, «Восьмая симфония», цикл песен «Die Schöne Müllerin», «Die Verschworenen» и опера «Fierrabras».
Однако, ни одна из них не принесла ему состояния, в котором он нуждался, и которого заслуживал. В поисках хоть какого-то заработка, Франц вернулся к преподаванию и продолжал писать, создавая фортепианные дуэты. В 1826 году Шуберт подал заявку на должность заместителя музыкального директора в Городской пансион. Хотя он был, безусловно, лучшим кандидатом, все равно получил отказ.
Тем не менее, его состояние в этот период начало улучшаться. Композитор продолжал сочинять новые и новые композиции, и его популярность в Вене возросла. Он даже вел переговоры с 4 разными издателями. К этому времени относится «Струнный квартет соль мажор» и «Соната для фортепиано соль мажор».
В 1828, в последний год своей жизни, Шуберт, хотя и был явно болен, оставался преданным своему ремеслу. Именно в это время появился один из величайших фортепианных дуэтов – «Фантазия фа минор». Кроме того, музыкант закончил «Струнный квинтет до мажор», который историки считают финальным произведением классической эпохи. Единственный концерт Шуберта состоялся за 6 месяцев до его смерти. Концерт прошел с большим успехом и принес довольно большую выручку, что позволило бедному композитору наконец купить себе пианино.
Маэстро умер 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года. В одном из своих последних писем он пишет: «Я болен, я ничего не ел и не пил в течение 11 дней. Я настолько истощен, что могу добраться только от кровати до стула, и обратно».
Только после смерти Франц получил признание, которого заслуживал, ведь он создал действительно мастерские произведения для множества жанров. Эти работы оказали влияние на более поздних композиторов, таких как Роберт Шуман, Йоханнес Брамс и Хьюго Вольф. А неповторимая «Девятая симфония» Шуберта открыла путь для других великих людей, таких как Антон Брукнер и Густав Малер.
Чтобы собрать и проанализировать всю работу Шуберта ученые потратили большую часть 19 века. Действительно, слаживается впечатление, что с самого начала он писал так, будто знал, как мало у него времени. Общее число произведений легендарного музыканта включает в себя более 600 песен, 8 симфоний, 22 фортепианные сонаты, 35 разных камерных произведений, множество коротких пьес для фортепиано, 6 месс и 15 опер!
Малоизвестные факты о личности великого композитора
- Секрет «творческой плодовитости» Шуберта заключается в том, что он никогда не дожидался божественного вдохновения, а просто садился и писал с усердной регулярностью. Мужчина был готов к работе, едва встав с постели, и продолжал трудиться до вечера. «Я работаю каждое утро. Как только я закончу одну работу, то приступаю к другой».
- Такие недостатки Франца, как шаркающая походка и заикание, мешали ему произвести впечатление на окружающих. Однако его добрый и открытый характер привлекал по-настоящему искренних людей.
- У музыканта было много друзей среди артистов разных жанров. Они были почитателями творчества Шуберта и часто помогали ему материально. Особенно много Франца выручал Йозеф фон Шпаун, который в 1814 году представил его поэту Иоганну Майрхоферу, а позже и Францу фон Шоберу.
- Из-за своего невысокого роста Франц был отстранен от военной службы до 1818 года.
- Шуберт обожал Бетховена до такой степени, что стеснялся даже представиться, когда они проходили мимо друг друга на улицах Вены. По стечению обстоятельств Франц стал одним из 38 факелоносцев, которые сопровождали гроб Бетховена в похоронной процессии. Тогда он не знал, что станет следующим.
- Судя по немногочисленным портретам Шуберта, можно заметить, что маэстро любил красочную одежду; он часто ходил в зеленом плаще с белыми брюками.
- Франц любил аккомпанировать своим друзьям, пока те танцевали, и мог делать это часами.
- Управлять своими делами музыкант совершенно не мог, так как был слишком наивен. Издатели пользовались этой слабостью и покупали произведения за копейки, даже когда Шуберт был довольно известным. Поэтому решать все деловые вопросы приходилось его друзьям. Без них Франц мог запросто стать жертвой мошенников.
- Мало что известно об отношениях Шуберта с женщинами. В молодости он испытывал безответную любовь к певице по имени Тереза Гроб и написал несколько своих ранних песен для нее, но она вышла замуж за пекаря.
- Композитор никогда не был женат, хотя ходили слухи, что у него были отношения с Кэролайн Эстерхази, которую он обучал музыке. Но разница в социальном положении не дала этим отношения развиться во что-то серьезное.
- Он был единственным из великих венских композиторов, которые действительно родились в Вене.
- Шуберт носил очки почти всю жизнь и часто спал в них.
- Очевидно, что опера не была «коньком» Шуберта, но он был убежден, что их сочинение было единственным способом добиться успеха, поэтому постоянно пытался написать что-то стоящее. Из-за этого ему пришлось претерпеть много неудач.
- Когда Иоганн Фогль впервые встретил Шуберта и услышал его произведения, то сказал: «У тебя есть талант, но ты слишком плохой актер и шарлатан. Таким не пробиться на вершину».
- Франц, вероятно, узнал о своем заболевании в конце 1823. По мнению некоторых исследователей, именно это событие побудил маэстро отказаться от «Незаконченной симфонии». Тем не менее, мужчина прожил еще 5 лет после начала болезни и написал много других произведений в то время. Почему он так и не вернулся к «Незаконченной симфонии» – остается загадкой.
- В 1872 году в Городском парке в Вене был построен памятник Шуберту. В 1888 году его могила вместе с могилой Бетховена была перемещена на центральное кладбище Вены, которое является одним из крупнейших в мире. Там композитор покоится рядом с другими музыкальными гениями – Иоганном Штраусом II и Иоганнесом Брамсом.