Бунин Иван Алексеевич — первый русский нобелевский лауреат, ювелир слова и гений стихотворного жанра. Ярчайший представитель Серебряного века, проживший почти всю сознательную жизнь в эмиграции, но остро сопереживавший и следивший за всеми происходящими событиями в родной России. В его биографии было множество интересных фактов, особенно связанных с личной жизнью. Творческий путь был полон взлетов и падений, как и у любого творческого человека, но самое главное, писателю посчастливилось получить признание при жизни.
Детство
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Отец, Алексей Николаевич, помещик, владевший имениями в Тульской и Орловской губернии, из-за своего азартного и вспыльчивого нрава растерявший все свое наследство. Этот факт не слишком угнетал обедневшего дворянина, его жизнь была больше занята шумными застольями с пением под гитару старинных романсов, охотой и распитием вина из собственных погребов, чем мыслями о том, как прокормить своих детей. А их, к слову сказать, было немало — целых девять. Выжило только четверо, остальные умерли в маленьком возрасте.
Несмотря на все пороки, материальную нестабильность и склонность к бахвальству, отец семейства пользовался всеобщей любовью. Веселый нрав, щедрость, искренность и умение видеть прекрасное даже в самых обычных вещах притягивало людей, и они прощали жизнерадостному весельчаку его огрехи характера. Алексей Николаевич никогда не наказывал детей и, уж тем более, не поднимал на них руку, наоборот — воспитывал в любви и ласке.
Таких же правил в отношении детей придерживалась и мать, Людмила Чубарова, кроткая богомольная женщина, воспитанная на лирике Пушкина и Лермонтова. Она приходилась мужу двоюродной племянницей и была его полной противоположностью. Нежная, чувствительная, скромная, обладающая тонким художественным вкусом, знающая несколько языков и всецело преданная своей семье — именно такой ее описывал Бунин, любимчик, про которого она всегда говорила «Ваня особенный, не такой, как все».
Когда мальчику исполнилось 4 года, семейство вынуждено было перебраться в родовое поместье на Орловщине, село Бутырки. Там прошло все уже сознательное детство будущего писателя, и именно там любознательный и не по годам развитый Иван сочинил свои первые стихи. В 1881 году ребенка отправили в Елецкую гимназию, но учеба превратилась в каторгу. Прирожденному гуманитарию никак не давались точные науки, а математика и вовсе наводила ужас. Кое-как были пройдены 5 классов, а по приезду на очередные летние каникулы он просто отказался возвращаться назад, объявив демонстративный бойкот. Педсовет отчислил нерадивого ученика за неявку в гимназию.
Ругать и третировать семейного любимчика не стали. Миссия по «вправлению мозгов» была поручена старшему брату Юлию, имевшему за плечами университетский диплом. Он то и задал начальные жизненные ориентиры младшему «воспитаннику», пройдя с ним весь гимназический курс. Философия, психология, геометрия, латынь — экзамен по точным и естественным наукам был успешно сдан, но впоследствии Бунина, уже известного писателя, удручало отсутствие официального образования.
Творчество
Отправной точкой творческого пути Бунина стал журнал «Орловский вестник», где он работал и активно печатался в период с 1889 по 1892 год. На страницах альманаха регулярно появлялись его стихи, публицистика, литературные опусы и рассказы. Тогда же вышла в свет первая поэтическая книга «Стихотворения», получившая положительные рецензии от критиков. Параллельно велось сотрудничество и с другими изданиями: «Наблюдатель», «Вестник Европы», «Нива».
Затем последовал переезд в Полтаву, где Ивана ждала должность библиотекаря в губернской управе. Опять похлопотал старший брат, который всегда был надежной поддержкой и верным другом в любых жизненных обстоятельствах. Примерно через два года сбылась давняя мечта Бунина, он лично познакомился со Львом Толстовым. Между ними сразу установилась незримая духовная связь, а в рассказах «Новая дорога» и «Антоновские яблоки» отчетливо прослеживаются «толстовские» ноты ностальгии по уходящей дворянской эпохе и улавливается скрытый протест в сторону городской цивилизации.
Известность писателя растет, а вместе с ней расширяется и круг общения. Бунина охотно принимают в литературные круги Москвы и Питера, с ним хотят завести знакомство модные художники, музыканты, люди искусства и представители высшей знати. Именно в это время зарождается дружба с Брюсовым, Куприным, Бальмонтом, а также Чеховым и Рахманиновым. Жизнь становится все более интересной и насыщенной.
Помимо писательской деятельности, мастер слова пробует себя в переводах, и достаточно успешно. В 1896 году издаются «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, и по сей день интерпретация Бунина считается лучшей из всех когда-либо сделанных другими переводчиками. Позже появились переводы Петрарки, Мицкевича, Байрона, Шевченко, к которому он испытывал особую любовь и даже заезжал на могилу, будучи в Украине. За сборник стихов «Листопад» в 1903 году писателю была присвоена Пушкинская премия, а заодно и присвоен негласный статус «поэта русского пейзажа». Вторая премия последовала через несколько лет, еще более упрочив авторитет автора в литературных кругах.
Октябрьскую революцию Бунин воспринял крайне негативно. Он не жаловал большевистскую власть, более того, воспринимал ее приход как личную трагедию и начало гибели родной страны. Свои умозаключения непредвзято изложил в книге «Окаянные дни», написанной по дневниковому принципу. В 1918 году уезжает из Москвы в Одессу, а через пару лет эмигрирует во Францию.
События последний лет не могли не отразиться на творчестве. Писатель болезненно ностальгирует и почти безостановочно пишет, перенося на бумагу все свои переживания и чувства. Именно за рубежом появляется целых десять новых книг, большинство из которых будет признано одними из лучших работ Бунина и войдут в копилку жемчужин мировой литературы. Среди них: «Божье дерево», «Солнечный удар», «Роза Иерихона», «Митина любовь».
В 1933 году произошло знаковое событие — Бунину дали Нобелевскую премию. Литературный Олимп был взят, гениальный труд «Жизнь Арсеньева» получил заслуженное признание. Эта была третья попытка выдвижения на соискание престижной награды и, как показало время, самая удачная. Денежное вознаграждение в 715 тысяч франков улетучилось быстро и незаметно. Сказался природный инфантилизм и неумение правильно распоряжаться деньгами. Половина ушла на благотворительность, а оставшаяся часть благополучно потрачена на развлечения и праздную жизнь. Через три года бедность снова постучалась в дом Буниных, привычно не церемонясь и не предупреждая о своем приходе.
Четыре женщины Бунина
В жизни писателя было четыре женщины, заставившие в разном возрасте трепетать его сердце. А две их них и вовсе устроили соревнование за внимание любимого мужчины, находясь с ним под одной крышей. История наделала много шума и породила целый пласт слухов и домыслов, под прессом которых пришлось долгое время пребывать этой странной во всех отношениях «шведской» семье.
Варвара Пащенко
Свою первую любовь Бунин встретил в Орле. 19-летний юноша был принят в «Орловский вестник» на должность помощника редактора, поглощавшую все его время. Ровно до той поры, пока однажды «утром к чаю вышла высокая девица, в пенсне, цветастом русском сарафане, красивая собой и с виду умом не обделенная». Примерно так он писал в письме старшему брату, вконец запутавшись в нахлынувших чувствах.
Дочь врача, выпускница Елецкой гимназии (той самой, в которой писатель отказался учиться), временно работала в редакции журнала корректором. Она покорила сердце начинающего писателя не только красивой внешностью, но и острым умом, образованностью и пытливостью своей натуры. Весна 1889 года прошла для влюбленных, как одно мгновенье. Они вместе гуляли, ходили в театр и оперу, читал друг другу стихи и никак не могли наговориться, постоянно находя общие темы для общения.
Решение пожениться у родителей Варвары не вызвало даже намека на одобрение. Уж слишком нестабильным было настоящее молодого, хотя и перспективного литератора, не говоря о еще более туманном будущем. Пара начала жить вместе, не получив благословения, в гражданском браке. Переехав в Полтаву, новоявленные супруги сняли квартиру, деньги на которую высылал брат Юлий.
К сожалению, брак не прошел испытание молодостью. Хроническое безденежье, бурные ссоры, неопределенность в работе сыграли свою роль. Пока Бунин искал себя в творчестве и проникался модными в то время идеями бескорыстия и всепрощения, его красавице жене хотелось стабильности, надежности и материального благополучия. Деньги нашлись, но у другого мужчины, более обеспеченного и крепко стоящего на ногах Арсения Бибикова, друга полунищего литератора. Финальным аккордом, завершившим супружескую эпопею длиной в три «полтавских» года стала короткая записка «Ваня, прощай. Не поминай лихом». Впоследствии юношеский роман лег в сюжетную основу пятой книги «Жизни Арсеньева», которая издавалась отдельной частью под названием «Лика».
Анна Цакни
Вторая попытка устроить личное счастье случилась в 28 лет, когда Иван Бунин отдыхал на даче у друзей в Люстдорфе. Новая любовь оглушила внезапно, как солнечный удар. Анна Цакни, дочь одесского издателя, была настолько молода и божественно красива, что от одной мысли познакомиться с ней у писателя просто сносило крышу. Греческая богиня приняла ухаживания поклонника достаточно быстро и охотно. На момент встречи девушке было всего 18 лет — юная, романтичная, пылкая и нежная, с пронзительными карими глазами и копной шикарных густых волос.
Набережная Одессы стала местом их встреч, где молодые люди беззаботно гуляли, наслаждались атмосферой приморского города и строили радужные планы. На предложение руки и сердца отец Анны ответил: «Да я-то тут при чем, мой дорогой? Это вы спрашивайте у дочки. Что касается меня, то против ничего не имею». Была свадьба, и венчание, и казалось, что впереди целая жизнь, полная любви и радости. Деньги на обряд, подвенечное платье и само торжество предоставил тесть, как, впрочем, и благоустроенную квартиру на Херсонской.
Но и здесь мечты разбились о гранитную стену под названием быт. А еще камнем преткновения стало равнодушие Анны к писательской профессии мужа. Ей напрочь не нравились стихи, которые печатались в отцовской газете, да и другие взгляды также оставались неразделенными. Избалованной девушке нравилась опера, балет, светские мероприятия, где можно было блистать своей красотой, не выискивая между строк какие-то тайные смыслы. Когда она забеременела, Бунин уехал из Одессы, откровенничая с братом в письмах, что «чувства нет, а без чувств невозможно жить вместе. Знаю, она меня не любит, ни капельки, не понимает моей натуры. А ведь дороже нее у меня никого нет».
Очередной супружеский опыт потерпел крах. Родившегося сына писатель практически не видел, но всегда носил с собой его фотографию. Мальчик умер пятилетним от затянувшейся скарлатины. Это была трагедия, чуть не закончившаяся самоубийством для сломленного горем и потерявшего все жизненные ориентиры литератора. Анна Цакни тоже тяжело перенесла развод и смерть сына, но дальнейшая ее судьба сложилась довольно удачно. Она вышла замуж за представителя дворянской династии Дерибасовых, получив то, о чем мечтала — богатство, развлечения, признание высшего общества.
Вера Муромцева и Галина Кузнецова — любовный треугольник
Третья и самая «долгая» женщина в жизни Бунина появилась в 1906 году. Знакомство произошло случайно, на одном из литературных собраний в доме писателя Бориса Зайцева. Иван Алексеевич никогда не испытывал недостатка в женском внимании, имея по «даме сердца» чуть ли не в каждом провинциальном городе России. Не говоря уже о Москве, где концентрация красивых женщин просто зашкаливала. В тот вечер 36-летний и уже известный поэт столкнулся у входа со стройной девушкой, поразившей его утонченными чертами лица, пышными волосами и необыкновенной чистоты синими глазами. Разговорившись с ней, выяснилось, что вдобавок к интересной внешности, она еще и отличается острым умом. Загадочной незнакомкой оказалась Вера Николаевна Муромцева, профессорская дочь — прекрасно воспитанная, знавшая четыре языка, хорошо разбиравшаяся в литературе и искусстве.
Спокойная и не по годам рассудительная, Вера не стремилась связывать свою жизнь с мужчиной из литературной среды. В ее понимании они все были порочными, непостоянными и сложными в плане душевной организации людьми. Но от чего бежала, к тому в итоге и пришла — именно ей судилось стать терпеливой тенью знаменитого писателя, той самой «госпожой Буниной», о которой впоследствии будут судачить и сплетничать, удивляясь силе выдержки и толерантности.
Совместную жизнь пара начала в 1906 году, но официально пожениться супруги смогли только в 1922 году, уже будучи в эмиграции во Франции. Через полгода после знакомства они отправились в свадебное путешествие на Ближний Восток, а затем много странствовали по миру, предпочитая останавливаться в европейских столицах. Уже скоро Вера поняла, что жизнь с Буниным не имеет ничего общего с классическими представлениями о «мещанском» счастье. Быть женой писателя — это особый формат брака, и она добровольна приняла роль жертвы, всепрощающей, понимающей и принимающей все странности характера своего супруга. В том числе и многочисленные измены с другими женщинами.
Эмигрировав во Францию, семья Буниных поселилась на юге страны, в маленьком старинном городке Грассе. Обветшалая вилла всегда была полна гостей, писатель не переносил одиночество и старался окружать себя людьми, заполняя тем самым внутреннюю пустоту. Там, в 1926 году, отправившись однажды на прогулку к морю, 56-летний гений пера познакомился с Галиной Кузнецовой, начинающей поэтессой. По-девичьему стройная, звонкая и невесомая, она вновь разбудила сердце стареющего писателя. Оба были несвободны, но это не помешало разгореться роману.
Целый год влюбленные встречались на съемной квартире в Париже, а после развода с мужем Галине было предложено поселиться под одной крышей в качестве секретаря. Любовный треугольник обсуждал весь Париж. Естественно, утаить иголку в стоге сена не удалось, и все прекрасно понимали, что официальная версия «приемная дочь» и «ученица» не более чем выдумка. Одни искренне сочувствовали Вере Николаевне, которой пришлось терпеть любовницу прямо в собственном доме, другие возмущались ее молчанию и кажущемуся равнодушию, третьи говорили, что подобным семьям не место в приличном обществе — каждому хотелось бросить свою ложку дегтя в адрес опозоренной жены.
Пройдя сквозь адские круги осуждения и сплетен, Вера нашла свой выход из сложившейся ситуации. Она решила для себя, что ее муж вовсе не сошел с ума и морально деградировал, а наоборот, наконец-то получил выплеск своим нереализованным отцовским чувствам. Он полюбил молодую девушку не как мужчина, а как отец, обретший вдруг взрослую дочь. «Не имею права ему мешать, пусть любит, вдохновляется и творит, это смысл его жизни», — писала она в своем дневнике.
Кузнецова не возражала против статуса «приемной дочери», праздно проводила время, тратила гонорары своего любовника и откровенно наслаждалась ролью нахлебницы. На вилле поселился еще один персонаж, молодой литератор, отличавшийся инфантильным характером и тайно влюбленный в Веру Николаевну. Бунинский крепостной театр — так называли «участников» нестандартного семейства, судьбы которых тесно переплелись друг с другом.
Обе женщины, в конце концов, смирились и установили между собой мир, хотя и очень шаткий. Центром их жизни был Иван Алексеевич, его привычки, желания, деспотичность и эгоистичность. По сути, он сделал их предательницами самих же себя, вынужденных отказываться от своих интересов и карьеры в угоду гению. Одна безропотно служила, превратившись в бессловесную прислугу, придумав себе образ незаменимой жены, другая — растеряла свой талант, сделавшись референтом и перепечатывая набело первые книги «Жизни Арсеньева». Все чувствовали себя несчастными на этой вилле, но каждый по-своему.
Переломным моментом стала новость о вручении Бунину Нобелевской премии в 1933 году. В Стокгольм писатель взял с собой обеих женщин, как обычно, собрав вокруг себя очередную порцию сплетен. Назад было решено возвращаться через Германию, чтобы по пути навестить одного из друзей. И вот тут судьба решила сделать крутой поворот. Галина очень сдружилась с сестрой приятеля, Марго, не отходила от нее ни на шаг и незаметно для себя полностью подчинилась властному характеру новой подруги. Очень скоро отношения приобрели интимный характер, и женщины решили жить вместе.
Такого предательства не ожидал никто. Бунин страдал безмерно, не понимая этой неприродной связи, а Вера Николаевна, наоборот, вздохнула с облегчением, когда ее соперница съехала с виллы. Во время Второй мировой войны любовная парочка все же дала о себе знать, попросившись под крыло Бунина ввиду финансовой нужды. Переждав тяжелые времена, Кузнецова с Марго эмигрировали в США, где работали в русском отделении ООН, а затем были переведены в Европу, доживая последние годы в Дрездене. Галина пережила свою Марго на пять лет.
Старость
В конце 40-х Бунину был поставлен диагноз эмфизема легких. По настоянию врачей супруги отправились на курорт южной части Франции, чтобы облегчить состояние здоровья больного. Но улучшения не наступило, да и старость играла не в пользу ослабленного организма. Последнее публичное выступление перед литературной аудиторией писатель провел в 1947 году, когда ему было 79 лет.
Денег катастрофически не хватало, как, впрочем, и всегда. По протекции своего товарища, Андрея Седых, Бунину предоставили пенсию, но не государственного формата, а из кармана американского филантропа Фрэнка Атрана. Семья жила на 10 тыс. франков, поступавших ежемесячно на банковский счет. Осенью 1953 года Иван Алексеевич уже перестал вставать с постели, а 8 ноября его не стало. Он умер в буквальном смысле на руках у своей жены, которая провела его в последний путь, пережив на восемь лет.
Готовясь к похоронам, Вера Николаевна повязала на шею мужа шарфик, подарок Галины, тем самым давая понять, насколько бескорыстной и самоотверженной была ее забота, хотя и абсолютно неоцененной писателем. Нобелевский лауреат похоронен под Парижем на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где нашли посмертное пристанище еще десятки известных русских эмигрантов. Там же в 1961 году была похоронена и его жена.