Фредерик Шопен — гениальный польский композитор и пианист, покоривший мир своими мечтательными балладами, бодрыми мазурками и торжественными полонезами. Верный патриот своей родной Польши, но проживший всю сознательную жизнь во Франции и там достигший вершины творческой славы. В его биографии собрано множество интересных фактов, связанных как с профессией, так и личными историями. Человек, умевший заставить «заговорить» рояль и погрузить в музыкальный экстаз каждого слушателя, пришедшего на его концерт.
Детские и юношеские годы
Фредерик Фанцишек Шопен родился в 1810 году в городке Желязова Воля неподалеку от Варшавы в семье Николя Шопена и Юстины Кжижановской. Точная дата рождения музыканта до сих пор неизвестна, вернее, существуют две версии, которые оспариваются биографами — одни настаивают на 1 марта, другие же считают, что будущий гений классической музыки появился 22 февраля.
Так или иначе, но мальчику повезло — его семья была дружной, интеллигентной и очень уважаемой в обществе. Отец в свое время эмигрировал из Франции, занимался преподавательской деятельностью и работал гувернером в знатных польских домах. Мать, дворянка по происхождению, была тоже образованной женщиной, знала французский язык, прекрасно играла на фортепиано и обладала чудесным голосом. Именно она и приучила сына к искусству, став его первым музыкальным учителем. Как, впрочем, и остальным трем дочерям, но никто из них не проявил столько рвения и упорства в учебе, как их брат.
С самого детства мальчик впечатлял своими талантами. Он обладал идеальным слухом, мог часами импровизировать, собирая вокруг себя толпы слушателей. Будучи крайне эмоциональным ребенком, Шопен настолько погружался в процесс игры, что воспроизведя ту или иную мелодию, часто плакал и даже не замечал этого. О маленьком музыканте говорили, как о чуде, феномене, пророча большое будущее. И все хвалебные оды были абсолютно обоснованы, ведь уже в возрасте 7 лет им было написано первое произведение — короткий полонез соль-минор. Новость не прошла незамеченной, попав на страницы одного из выпусков варшавской газеты. Критики высоко оценили таланты юного композитора, не поскупившись на комплименты о высоком профессионализме проделанной работы.
Сказать, что в доме Шопенов всегда звучала музыка, значит, не сказать ничего. Казалось, что она сочилась из всех стен, витала в воздухе и следовала за всеми по пятам. Причем не только днем, но и ночью. В порыве творческого вдохновения, Фредерик мог вскочить с кровати и быстро бежать к любимому инструменту, чтоб сыграть приснившийся фрагмент. Родители всячески поддерживали своего сына, давая ему полную свободу самовыражения и содействуя в дальнейшем развитии.
Так, мальчик, только-только поступивший в школьное училище, попал в руки знаменитого чешского пианиста Войцеха Живного и с жадностью приступил к урокам. Совмещать учебу в школе и внеклассные занятия было непросто, но любовь к музыке побеждала даже самую сильную усталость. И настал момент, когда ученик перерос своего учителя — Живный сам в этом признался, отказавшись от наставничества, так как больше ничего не в силах быть дать своему гениальному воспитаннику. Фредерику было всего 12 лет.
Слава о пианисте виртуозе прошла волной по Варшаве, и юношу буквально заваливали предложениями о выступлениях не только в частных салонах, но и местной консерватории. Благодаря протекции князя Антона Радзивилла, молодой музыкант был принят в высшее общество и достаточно быстро там освоился. Помимо композиторского таланта, он еще имел отличное чувство юмора, острый язык и природное обаяние, что в комплексе помогало располагать к себе собеседников и удерживать их внимание. Добавляла картину и приятная внешность: тонкие интеллигентные черты лица, слегка вьющиеся густые волосы, пронзительный взгляд.
Активная концертная деятельность способствовала расширению кругозора, приобретению новых полезных знакомств, а также формированию собственного музыкального стиля. Параллельно с гастролями по Европе (Берлин, Дрезден, Прага, Вена) Шопен выступает и в России, где его игра была отмечена императором Александром I. В знак высокой оценки профессионализма исполнителю был презентован дорогой бриллиантовый перстень. Пианист берет уроки у известного музыканта Юзефа Эльнерса, а в 1823 году поступает в Варшавский лицей. Окончив его с отличием, берется следующая ступенька в образовании — Фредерик становится студентом Высшей школы музыки.
Вдали от Родины
Так сложилось, что родившись в Польше и любя ее всем сердцем, большую часть жизни Шопен прожил во Франции. Причиной смены его местожительства стала политическая ситуация, сложившаяся на тот период в стране. В 1929 году в Варшаве состоялась коронация русского императора Николая I. Объявление его польским королем привело к общественным волнениям, в которых принимал участие и музыкант. Хотя интерес к политике был довольно опосредованным, все время и внимание занимало творчество.
Отец Фредерика Шопена считал, что для полного раскрытия таланта сыну просто необходимо ехать за границу и там совершенствоваться в своей профессии. Дав несколько концертов в Вене и взбудоражив своим мастерством чопорную австрийскую публику, композитор все-таки решает ехать в Париж. Заработанных денег хватает на проживание за границей на первое время, но радость отъезда омрачают народные волнения — обстановка в Польше накаляется, в воздухе витает дух восстания. Польские патриоты готовят переворот, цель которого — избавиться от русского царизма.
Мучаясь сомнениями, 2 ноября 1830 года Шопен все-таки уезжает в Париж. На прощальной встрече с друзьями ему дарят серебряный кубок с польской землей, которую впоследствии он будет везде возить с собой, и которую бросят в могилу на похоронах. Каким-то внутренним чутьем молодой человек понимает, что расстается с родиной навсегда, о чем и говорит в прощальной речи своим соотечественникам. Слова оказались пророческими.
Через две недели после отъезда в Варшаве произошло восстание. Успехом оно не увенчалось, Польша осталась в составе Российской империи, восстановив свою независимость только в 1918 году. Музыкант сильно переживает за своих родных, рвется домой, но родители находят аргументы, чтобы оставить сына за рубежом. Убеждают его, что в сложившихся обстоятельствах он не сможет развиваться и погубит свой талант. Служить родине можно и за ее пределами, искусство требует самоотдачи и не должно зависеть от политики.
Под впечатлением от развивавшихся событий, Шопен создает свой знаменитый «Революционный этюд», а также прелюдию D-moll. Путь к родине был отрезан навсегда, и будучи 21-летним, по сути, юношей он оседает в Париже, ставшим впоследствии его вторым домом.
Именно здесь гениальный виртуоз дает свой первый фортепианный концерт, а затем блистает в салонах французской и польской аристократии. Мгновенно став любимцем публики, Шопен попадает и под пристальный прицел женского внимания. Но несмотря на всю шумиху вокруг себя, музыкант предпочитает играть в спокойной камерной обстановке, избегая больших аудиторий. Его вальсы, этюды, мазурки, ноктюрны принимаются с восхищением и овациями, а круг знакомых постоянно растет. В список друзей попадают знаменитые композиторы, такие как Берлиоз, Мендельсон, Беллини. С большинством из них теплые отношения будут сохраняться всю жизнь. В этот же период открывается еще один талант — преподавание. В отличие от своих коллег, Шопен не чурался этого ремесла, отдавался ему целиком и без остатка, а среди учеников выросло много известных впоследствии музыкантов.
Личная жизнь
В делах амурных Шопену не так повезло, как в карьере. Будучи человеком тонкой душевной организации, но не подходил на роль героя любовника, скорее, сам нуждался в повышенной женской опеке и ласке. Первый любовный опыт закончился провалом, помолвка с Марией Водзиньской расторгалась по желанию ее родителей. Те не увидели в начинающем композиторе финансовой перспективы и отказались выдавать дочь замуж.
Расставание было тяжелым и болезненным, что, естественно, отразилось и на творчестве. Из-под пера появляется знаменитая вторая соната, пронизанная нервом печали и грусти, а медленная часть произведения получила недвусмысленное название — «Траурный марш».
Залечить сердечную рану помогла встреча с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. На первый взгляд, пара казалась абсолютно нелепой и напоминала больше насмешку судьбы, нежели союз, дарованный небесами. Грубоватая, мужеподобная, резкая, плевавшая на общественное мнение и не выпускавшая сигару изо рта, эта нестандартная во всех отношениях женщина сначала вызывала в Шопене только удивление и даже презрение. О чем он и не стеснялся говорить своим друзьям, комментируя ее странный внешний вид и смелые выходки своими колкими ироничными замечаниями.
На момент знакомства Жорж Санд имела в «комплекте» двоих детей, была разведена и насквозь пропитана феминистическими взглядами. Будучи талантливой писательницей и творчески одаренным человеком, она смогла-таки завоевать внимание хрупкого и болезненного Шопена, уже на тот момент заслужившего репутацию музыкального гения. Сам того не замечая, он попал под влияние смелой и независимой женщины, которая вдобавок была еще и старше на 6 лет.
Сначала влюбленные скрывали свои отношения, показывая на людях, что они якобы просто друзья. Встречаясь на приемах у общих знакомых, они ничем не выдавали своих чувств, держались друг от друга отстраненно, холодно и могла даже театрально повздорить. Никому и в голову не приходило, что между этими совершенно разными людьми горит огонь любви. Шопен поселился рядом с домом Санд, а когда тайное все же стало явным, пара сняла жилье в одном из спальных районов Парижа. Их дом стал одним из популярнейших салонов города, где можно было встретить ярких личностей того времени: Бальзака, Гейне, Мицкевича, не говоря уже о местной аристократии.
В 1838 году гражданские супруги отправились на Майорку, чтобы сменить обстановку и отдохнуть от городской суеты. А заодно и поправить здоровье Фредерика Шопена, страдавшего туберкулезом. Теплый влажный климат немного облегчил состояние композитора, но полного выздоровления не наступило. Он был слаб, подавлен и абсолютно беспомощен в быту. Всеми домашними заботами занималась Санд, не забывая самоотверженно ухаживать за своим, можно сказать, третьим ребенком.
Дети же самой писательницы не приняли «отчима». Сын болезненно ревновал мать к мужчине, а дочь тоже не отставала — помимо постоянных козней, она еще и пыталась соблазнить Фредерика, чтобы насолить матери и разрушить ее счастье. Нездоровая обстановка в доме сделала свое дело, пара в итоге рассталась. Шопен вернулся в Париж уже в одиночестве. В общей сложности роман продлился 9 лет, закончившись, увы, несчастливой развязкой. Тем не менее, композитор до конца жизни носил с собой локон волос своей возлюбленной, перекладывая его из одной записной книжки в другую.
Последние годы жизни
После разрыва в 1847 году с Жорж Санд музыкант окончательно пал духом. Сломленный морально и физически, он соглашается на турне по Великобритании и отправляется туда вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Желание хоть как-то отвлечься и заработать денег обернулось печальными последствиями. Климат оказался губительным для здоровья, обострился туберкулез, и по настоятельным советам врачей Шопен возвращается обратно в Париж. Какое-то время еще дает концерты, но потом, окончательно ослабев, уже не выходит из дома.
В ноябре 1848 года из Польши была вызвана сестра Людовика, которая присматривала за братом до смерти. Именно ей было оставлено предсмертное завещание: «Если мое тело не разрешат похоронить в Варшаве, то отвезите туда хотя бы мое сердце». 17 октября 1849 года Шопена не стало. Ошеломленный новостью музыкальный мир замер в горестном молчании. В Париже были устроены пышные похороны, на которые пришли тысячи людей, искренне любившие творчество великого композитора и пианиста. Известнейшие артисты исполнили Реквием Моцарта, а на могилу была высыпана та самая горсть польской земли, которая хранилась в кубке, когда-то в молодости подаренном друзьями при отъезде из Польши.
Тело было похоронено на французском кладбище Пер-Лашез, а сердце, как и завещал музыкант, привезено в Варшаву. Долгое время оно хранилось в специальном сосуде, замурованном в одной из колонн костела Святого Креста. В период фашистской оккупации польские патриоты перепрятали реликвию, таким образом сохранив ее от мародеров. Когда в 1945 году Польша стала свободной, сосуд с сердцем композитора вновь обрел свое место под крышей старинного собора.
После смерти Шопена его гражданская жена, Жорж Санд, умерила свой феминистический пыл, сошлась с мужчиной, прожив с ним 15 лет. До самой кончины она занималась писательством, хранила домашний очаг и всецело принадлежала семье.
Интересные факты биографии
Мало кто знает, что помимо музыки, Шопен увлекался живописью, отлично танцевал и имел актерский талант. Возможно, сложись бы судьба по-другому, он нашел бы себя на театральной сцене, так или иначе, прославившись на весь мир.
- Каждые 5 лет в Польше проводится конкурс молодых пианистов имени великого композитора. Существует с 1927 и считается одним из самых знаковых мероприятий в пианистическом мире. Единственный перерыв, который был сделан за это время, связан с началом Второй мировой войны.
- Привычка играть в темноте, полученная в детстве, сохранялась за музыкантом всю жизнь. Ему было намного комфортней играть в камерной спокойной обстановке с приглушенным светом и небольшим количеством зрителей.
- Предпочитая не распространяться о своей личной жизни, Шопен с удовольствием смаковал рассказы о сердечных делах своих друзей. Он даже просил рассказывать ему последние сплетни о романах представителей высшего света, желая быть в курсе всех происходящих светских событий.
- Из-за того, что анатомия ладоней не позволяла брать сложные аккорды, музыкант истязал себя специальным прибором (им же изобретенным), который позволял растягивать пальцы. Несмотря на нестерпимую боль, приспособление часто не снималось и на ночь.
- В центре Варшавы можно увидеть интересные лавочки, называемые «шопеновскими». Нажав на кнопку, отдыхающим предлагается в течение 30 сек. прослушать отрывок из одного из известных произведений композитора.
- У Фредерика Шопена не было своих детей. Официально женат он также не был.
- В 2009 году на компьютерном рынке появилась ролевая игра «Eternal Sonata». Главный герой попадает в сказочный мир, где за 3 часа он должен найти лекарство от своей болезни. Главной ценностью этой игры является не сюжет, а фортепианные зарисовки, звучащие в качестве музыкального фона. Исполнителем этих мелодий стал российский пианист Станислав Бунин.
Лучшие творения великого композитора представлены на этом видео: