Рыцари – доблестные воины, строго следовавшие кодексу поведения. Эти представители привилегированного сословия породили особый тип культуры, ставшей одной из самых ярких сторон среды Средневековья. Активный образ жизни, предполагающий большую часть жизни проводить на полях боя и турнирах, невозможно было поддерживать без применения тяжелого рыцарского вооружения и ношения защитных доспехов. Как же выглядела одежда рыцарей Средневековья?
Доспехи – надежная защита в бою
Ни один рыцарь не появлялся на поле боя без своих доспехов. В большинстве случаев они были сделаны на заказ. Над созданием одного гарнитура трудилось до десятка ремесленников. Одни ковали и полировали пластины, вторые изготавливали застежки и крепления, третьи шили подкладку.
Каждый гарнитур на финальном этапе подгонялся по фигуре, за счет чего садился как влитой. Этому моменту уделялось особое внимание, ведь малейшая ошибка могла стоить рыцарю жизни.
Облачения из кольчуги
На заре Средневековья в IX-XII столетиях доспехи состояли мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Они представляли собой плетеные изделия из металлических колец диаметром в 6-12 мм, внешне напоминающие кованые сети.
Кольчуга могла быть выполнена в виде рубахи, прикрывающей торс, или хауберка, полностью облегающего туловище. Для защиты рук использовались кольчужные рукава, завершающиеся рукавицами или перчатками с отдельными пальцами. Для защиты ног использовали шоссы – кольчужные штаны.
Сплетенная из металлических колец кольчуга в сочетании с мягкой кожаной одеждой отлично справлялась с поставленной задачей, смягчая колющие и рубящие удары, которые без защитного одеяния могли быть смертельными. Писатели Средневековья в своих произведениях неоднократно описывали картины, когда возвращавшиеся с поля битвы рыцари выглядели как утыканные стрелами дикобразы, которые, не смотря ни на что, оставались невредимыми.
Легковооруженные всадники на поле боя могли и вовсе появляться без защитных доспехов, облачаясь лишь в кожаные рубахи и акетоны – стеганые наряды, набитые конским волосом и паклей.
Интересен тот факт, что при всех своих достоинствах кольчуга имела существенный недостаток – она быстро ржавела. Для удаления ржавчины костюмы «стирали» в бочках с песком.
По мере развития оружейного дела непрерывно совершенствовались и рыцарские доспехи. Воинскую одежду начали усиливать пластинчатыми нагрудниками и айлетами – наплечными щитками. Пластинки крепились на кожаное основание посредством заклепок.
К этому времени оружейники научились ковать шлемы из металлических листов. Сверху плотно прилегающего к голове шлема «сервельера» дополнительно надевался койф – кольчужный капюшон. Благодаря этому одежда рыцарей средневековья защищала тело воинов в прямом смысле с макушки до пят.
Латные костюмы
К XIII-XIV веку на смену кольчуге пришли панцири из железных пластин, а затем сплошные стальные латы. Бронированные доспехи отлично справлялись с возложенной на них задачей, защищая торс, шею и конечности от ударов любого оружия. Они могли служить практически вечно. Но сплошные сочлененные доспехи были невероятно тяжелыми. Вес одного комплекта мог достигать 15-30 кг.
Неудобство использования в повседневной жизни и высокая стоимость комплектов – главные причины, по которым бронированной одежде не удалось полностью вытеснить привычную кольчугу. Для защиты своих тел в бою ограниченные в средствах средневековые рыцари задействовали броню панцирного типа. Она представляла собой твердое защитное покрытие, сплетенное из жестких чешуек.
К XV-VI веку с момента массового внедрения наступательного вооружения, такого как арбалеты, остроконечные мечи и алебарды, плетеная кольчуга перестала быть надежной защитой. Вместо стеганого поддоспешника и кольчуги средневековые рыцари стали носить латные «белые доспехи», изготовленные из отполированной стали. Комплект включал несколько элементов:
- кирасы в виде нагрудника и частично заходящего под него напузника;
- саладу с забралом и подбородником;
- горжет – стоячий металлический воротник, защищающий шею;
- наплечники и большие наручи, дополненные боевыми рукавицами;
- схожий по строению набор доспехов для ног.
Для усиления защиты и повышения комфорта при ношении доспехов костюм дополнялся стеганкой, выполнявшей роль поддоспешника.
К этому периоду умельцы-шлемники достигли высокого уровня мастерства, научившись штамповать защитные головные уборы. Это позволило удешевить производство и повысить прочность изделий. Конструкции шлемов постоянно менялись и дополнялись, обеспечивая лучшую защиту лица: горшковые, бацинеты, бургоньеты, с заостренной макушкой, с остроносым арметом… Неизменным оставалось одно – наличие забрала, которое позволяло регулировать степень обзора и защищенности лица.
Корпусные доспехи, представляющие собой сплошную защиту всего тела, носились средневековыми рыцарями под жупонами или плащами-нарамниками «сюрко». Вопреки распространенному мнению они не особо ограничивали подвижность воинов, давая им возможность передвигаться не только верхом на конях, но и в пешем строю. Такой эффект достигался за счет подвижных соединительных элементов костюма: кожаных ремней и заклепок.
Для справки: современные исследования, проводимые английскими учеными, установили, что ходьба в доспехах расходует энергии в 2,2 раза больше, нежели без них. Во время бега или сражения этот параметр увеличивается в 1,8 раза. Это обусловлено необходимостью дополнительного преодоления сопротивления латными доспехами при смене положения конечностей.
К концу XVI века было изобретено огнестрельное оружие. Чтобы латы могли противостоять пулям, их приходилось делать из более толстого металла. Вес доспехов становился все больше. Поэтому латные доспехи стали использовать только как парадное облачение.
Неизменные спутники рыцарей
Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.
Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.
К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.
Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:
- круппер – для защиты туловища;
- критнет – для шеи;
- шанфрон – для головы;
- пейтраль – для груди;
- фланшард – для боков.
Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.
Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.
Рыцарский костюм как показатель статуса
Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.
В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.
Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.
Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.