Эрмитаж, признанный одним из лучших музеев Европы, находится в Санкт-Петербурге. Ежегодно он притягивает к себе миллионы туристов и посетителей из всего мира. В ходе опроса, проведённом на портале TripAdvisor, он вошёл в тройку призёров среди всех культурных достопримечательностей мира. Это легко объяснимо: экспозиции, здания музея, его история и традиции поражают воображение и оставляют впечатления на всю жизнь. Об этом месте и выставках, расположенных в Эрмитаже, можно узнать огромное количество интересных фактов.
Не одинок
Слово «эрмитаж» переводится с французского как «павильон в парке» или «место уединения». Конечно, каждому культурному человеку в ответ на это слово на ум приходит музей, расположенный в центре Санкт-Петербурга. Но это название носят также большие парки в Москве и Казани, павильон Екатерининского парка в Царском селе, московский театр, старинный замок, находящийся в Шотландии, издательский дом США, специализирующийся на выпуске русской литературы и т.д.
У всемирно известного культурно-исторического музея из Санкт-Петербурга есть собственные полноценные филиалы: свой Эрмитаж есть в Казани, в Выборге и даже в Амстердаме.
«Из искры возгорится пламя»
Начало коллекции, ставшей основой для создания Императорского Эрмитажа, было положено в 1764 году. История появления была неординарной: немецкие предприниматели по государственному договору обязались поставлять зерно в армию России, но из-за ряда причин эта кампания не удалась. Чтобы погасить возникший долг, Екатерине II было передано 317 картин из частной коллекции Эрнеста Гоцковского.
Среди переданных полотен были работы таких известных авторов как Рубенс, Бабюрен, Антонис ван Дейк и многих других, творивших в первой половине XVI века. Первое время шедевры располагались в небольших апартаментах императрицы. В скором времени Екатерина решила пополнить свою коллекцию. Через 5 лет в неё попали полотна Тициана и Беллотто. Ещё через 3 года она пополнилась четырьмя сотнями выдающихся работ, которые раньше были собственностью барона Пьера Кроза.
Вскоре стало понятно, что размещать такую коллекцию в небольших апартаментах невозможно, поэтому началось строительство Большого Эрмитажа.
Жемчужина Северной столицы
Строительство Императорского музея стало масштабным проектом, для воплощения которого было задействовано около 4 тыс. строителей, выполнявших тяжёлую физическую работу. Плату за это они почти не получали и существовали здесь практически на правах рабов.
Строители жили в очень плохих условиях, ночевали непосредственно на стройке. Многие из них погибли, так и не увидев финала своей работы. Беречь их жизни никто не намеревался: крепостных в России, работающих за еду, было достаточно.
Удовольствие для привилегированных
Сейчас каждый турист, приехавший в Санкт-Петербург, считает своим долгом посетить эту достопримечательность города. Не всем известен тот факт, что долгое время посещение Эрмитажа было привилегией, которой могли похвастать только избранные и приближённые ко дворцу персоны. Даже Пушкин смог получить разрешение посетить эту экспозицию только по протекции. Ему помог Жуковский, занимающийся в то время с императорским сыном.
Открытым для широкого круга дворян место стало лишь при Николае I в 1852 году. Это стало великим событием, и уже за несколько ближайших десятилетий посещаемость достигла значения в 50 тыс. человек за год.
После революции музей быстро разрастается. Это происходит за счёт национализации частных коллекций. Но уже в 1924-1933 годах правительство решает провести масштабные распродажи. Это становится причиной того, что 48 бесценных картин работы Тициана, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля, Боттичелли и пр. покидают Россию навсегда.
Сохранить любой ценой
Закономерное опасение за судьбу Эрмитажа бередило умы всех неравнодушных к культуре людей с начала Великой отечественной войны. Более 2 млн единиц экспонатов были эвакуированы на Урал, куда не дошли боевые действия.
Сам музей на это время превратился в бомбоубежище, где нашли спасение тысячи жителей Ленинграда. Музей на годы войны прекратил своё функционирование, но научные работы не останавливались ни на минуту, сотрудники даже продолжали читать лекции для всех желающих.
Когда угроза бомбёжек миновала, культурные ценности вернулись на постоянное место. Удивительным кажется тот факт, что за четыре года войны не был утрачен ни один экспонат, и только нескольким из них необходима была реставрация. Сразу после окончания войны экспозиции расширились благодаря трофейным экспонатам. Часть поступила из Берлина, кое-что – из Египетского музея.
Километры ценностей
Сейчас музейный комплекс – это 5 строений, размещённых в самом сердце Санкт-Петербурга. Все они стоят вдоль набережной Невы. Самое большое здание – Зимний дворец.
В музейной коллекции по состоянию на 2018 год насчитывалось более 3 млн экспонатов, которые охватывают временной промежуток от каменного до XXI века. Всего здесь 350 залов, и если пройти по каждому из них хотя бы раз, шагомер насчитает около 24 км. Прохаживаясь по галереям, можно увидеть 2 тыс. окон, 117 лестниц и 1885 дверей.
Страстным любителям искусства нужно знать, что рассматривание каждого экспоната на протяжении минуты потребует пребывания в культурном комплексе на протяжении восьми лет, поэтому планировать экскурсию на пару часов – очень опрометчиво.
Творцы и разрушители
Выделить что-то одно, что можно назвать самым интересным в Эрмитаже, практически невозможно, так как здесь представлены работы лучших людей разных эпох, посвятивших свои жизни искусству. Но всех без исключения притягивает к себе зал, в котором представлены работы Рембрандта – это самая крупная экспозиция в мире за пределами Нидерландов – родины всемирно известного художника.
В зале насчитывается 24 полотна, среди которых есть настоящие фолианты — «Портрет старика в красном», «Блудный сын», «Снятие с креста». Благодаря этим работам на входе в зал неизменно присутствует внушительная очередь из посетителей. К сожалению, не все они приходят сюда для того, чтобы напитать души высоким. Известны факты, когда в галерею проникали злоумышленники.
Например, в 1985 году мужчина пришёл в зал Рембрандта и уточнил у персонала, какое полотно самое ценное и пользуется наибольшей любовью посетителей. Работницы любезно указали на «Данаю» работы Рембрандта, не ожидая, что уже в следующее мгновение мужчина выплеснет на предмет искусства концентрированную кислоту, портящую краски. Этого злоумышленнику показалось недостаточно, и он два раза успел проткнуть полотно ножом, после чего был обезврежен.
Экспертиза показала, что мужчина был психическим больным. Реставрация «Данаи» продолжалась 20 лет, и теперь экспонат опять находится в галерее, но укрыт защитным стеклом.
Интересные ритуалы
Руководство и персонал этого музейного комплекса – люди, которые ежедневно окунаются в атмосферу высокого искусства, поэтому и сами они – креативные и изобретательные. Нередко здесь возникают интересные ритуалы. Так, в 2010 году в одном из помещений проводилась реставрация полов, поэтому изваяния рыцарей нужно было переставить в другое помещение. Их возвращение на место сопровождалось музыкой военного оркестра под управлением Георгия Вилинбахова, облачившегося в парадный костюм. Это стало символом уважения к старинному оружию и воинов прежних эпох.
Хвостатые стражи
После образования Эрмитажа главной опасностью для коллекции стали обычные грызуны – мыши, способные повреждать ценные полотна. Екатерина II решила внедрить самый простой и эффективный метод предотвращения катастрофы: в 1745 году был издан указ, согласно которому во дворец привлекались коты, отличившиеся в умении ловить мышей и крыс.
Сама императрица придала им официальный статус – «охранники картинных галерей». Всех кошек делили на две группы: надворные и комнатные. Пару столетий животные отлично справлялись с возложенной функцией. Только в период блокады Ленинграда во время Второй мировой войны экспонаты остались без присмотра своих хвостатых «охранников», но уже после победы котов ввозили вагонами, чтобы обеспечить надёжную защиту.
Сейчас об этом известно далеко за пределами музея, поэтому животных постоянно подбрасывают на территорию музейного комплекса, а работники комплекса стараются пристроить их в хорошие руки.
Бездонный мир
Сколько открытий хранят в себе стены хранилищ и галерей – загадка. Известны факты, когда тут находились предметы искусства, считавшиеся утраченными навсегда.
Последняя интересная находка произошла в 60-х годах. Тогда в Ленинград приехал искусствовед из Голландии Херберт Хаверкамп-Бегеманн. Осматривая хранилища, он увидел за шкафом что-то, напоминающее край листа. По просьбе искусствоведа мебель сдвинули и действительно обнаружили рисунок Хендрика Голциуса, творившего в XVI-XVII веке в Германии и Нидерландах. Полотно оказалось огромным: 2,28 м Х 1,7 м. Каждый человек, назначающийся на должность нового хранителя, надеется найти что-то не менее древнее и ценное.
Оригинальность и своеобразие
В музее есть очень разные экспозиции. Многие из них далеки от классического искусства. Например, коллекция органических экспонатов. Среди них можно встретить самый древний ковёр из натуральной шерсти, китайскую шёлковую нить, изготовленную из кокона шелкопряда, или татуировки на коже человека. Эти татуировки найдены в алтайском урочище Пазырык, где были раскопаны 5 курганов с сохранившимися внутри захоронениями.
Чтобы сберегать такие экспонаты, нужны специальные условия, поэтому для хранения создаётся особый температурный и влажностный режим, нарушать который нельзя.
Цена искусства
После революции Эрмитаж открыт для обзора любым посетителям, независимо от происхождения и принадлежности к определённому социальному слою. Сейчас Эрмитаж – самый посещаемый россиянами туристический объект после Красной площади.
Мало кому известен интересный факт, что для российских граждан посещение галерей и залов стоит намного дешевле, чем для иностранных туристов.
«Что наша жизнь – игра!»
Ещё одна интересная экспозиция – коллекция карт, собранная инженер-генералом Дмитрием Петровичем Ивковым. За период конца XIX-начала XX века он собрал более 2 тыс. колод. Часть их была приобретена во время военных кампаний, а часть – получена благодаря личным связям. Среди них огромное количество игральных карт большинства стран Западной Европы, но упор сделан на отечественной карточной продукции.
Архитектурные загадки
Не только содержимое галерей представляет интерес для пытливого взгляда посетителя. Не менее интересны и сами здания Эрмитажа. До Второй мировой войны все строения были окрашены в розовый, красный и жёлтый цвет. Но после окончания войны и реставрации зданий они были окрашены в зелёный цвет, который открывается взору посетителей и сегодня.
Сейчас на крыше Зимнего дворца находится 176 красивых скульптур размером 3-3,5 м. Кроме эстетической эти изваяния выполняли ещё одну важную функцию: маскировали трубы печного отопления, выведенные на крышу. Последняя – 177 — появилась в 2004 году. Но для того, чтобы не нарушать порядковые номера, присвоенные скульптурам самим Растрелли, проектировавшим здание, ей дали номер 124а.
Царские автомобили
Тот факт, что Николай II слыл заядлым любителем автомобилей, был известен многим современникам. Автомобильная отрасль находилась тогда в зачаточном состоянии, но шедевры, созданные в начале XX века – бесценны.
В 1905 году Эрмитаж стал пристанищем для первого императорского автомобиля, но уже через 6 лет количество марок увеличилось до 50. Гараж для коллекции был построен между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем.
Уникальная экспозиция прекратила своё существование из-за революции: после захвата большевиками ни один из экспонатов не уцелел и не сохранился для потомков.
Сейчас главный музейный комплекс Санкт-Петербурга является центром мировой культуры и художеств. Ежегодно сюда приезжает около 3 млн посетителей, каждый из которых уносит в душе частичку увиденного великолепия, собранного несколькими поколениями императорского рода.