Доспехи – вторая кожа средневековая рыцаря, которая защищала его во время боя так же надёжно, как защищает бронежилет нынешних воинов во время перестрелок. Надёжность и эффективность защиты зависела от того, насколько толстым и прочным был материал, из которого мастера изготавливали латы, кольчуги и прочие детали средневекового боевого обмундирования. Поскольку изготавливались они из металла, то их вес был не так мал, как современная тканевая форма. Не только историки, но и обычные люди часто интересуются тем, сколько весили доспехи средневекового рыцаря. Эта тема давно обросла кучей домыслов и мифов, которые на протяжении десятилетий культивируются кинематографом и отсутствием компетентного мнения.
Данный вид брони имел много разновидностей: кольчуга, латы, пластинчатые доспехи. Они отличались в разных странах, имели свои особенности и оригинальное оформление, поэтому дать однозначный ответ по поводу их веса невозможно. Но окунуться чуть глубже в эту тему довольно интересно даже простому обывателю.
Кольчуги
Этот вид боевого снаряжения был самым популярным на протяжении многих веков в Европе. Появившись впервые у кельтских народов, кольчуга с короткими рукавами быстро распространилась по соседним странам. Уже к началу XIII века она приобрела длинные рукава, что повысило и её массу. Затем кроме нательной части добавились капюшон для защиты головы и чулки из кольчуги. Мастера изготавливали такую броню из железной проволоки, которая сгибалась в кольца. Эти кольца прочно сваривали между собой.
Самые богатые люди могли позволить себе подобное обмундирование не из железа, а из меди. Этот вид защиты прекрасно уберегал от рубящих ударов, но не был эффективен против колющего оружия, поэтому в отношении арбалетов и стрел воин был беззащитен. Но взамен этого в кольчуге присутствовали и явные преимущества: за счёт того, что металл не был сплошным, её вес был значительно меньше, чем у других типов металлического обмундирования. Металлическая кольчуга без рукавов весила всего 5 кг, а полный комплект с капюшоном и чулками – пару десятков килограммов.
В Европе кольчуга использовалась до XIII века, а восточные воины применяли её даже в XIX веке.
Пластинчатые доспехи
Гораздо надёжнее были защищены рыцари в доспехах из пластин. Вес обмундирования повышался при этом на 5-8 кг, но зато покрывал все тело и делал человека неуязвимым даже к ударам мечей. При этом пластины сохраняли определённую подвижность и мобильность, позволяющую двигаться во время боя и быстро менять положение тела. Для изготовления пластин применяли железо или сталь.
Латы
В средневековье производство лат представляло собой верх кузнечного мастерства. Кузнец, который специализировался на их производстве, был довольно богатым человеком. Весили такие доспехи от 10 до 30 кг. Они надёжно укрывали всё тело своего хозяина, доступ для колющего оружия оставался только в зонах подмышек и глаз, поэтому чтобы поразить воина, нужно было заколоть его в лицевую часть.
Изготовление лат требовало очень много времени. Каждый гарнитур выполнялся и подготавливался по индивидуальным размерам. Стоимость такого обмундирования была очень высокой: за один комплект могли расплатиться суммой, равной стоимости средней деревни. По этой причине позволить себе такое обмундирование могли средневековые рыцари только из богатых родов, для простолюдинов оно было недоступно. Учитывая, что ржавчина в скором времени поражала металл, обновлять гарнитур следовало не один раз.
Существовала определённая мода на оформление лат. Часто выполняли гравировку, добавочные элементы и украшения, которые хотя и влияли на вес всего гарнитура, но подчёркивали статус владельца. Иногда стремление к украшениям достигало небывалых высот.
Известна история английского феодала Джона де Фиарлеса, который в XV веке пожелал обзавестись доспехами, инкрустированными жемчугом и бриллиантовыми вставками. За эту роскошь он заплатил неслыханную по тем временам сумму – 1727 фунтов. Бургундские оружейники, выполняющие этот заказ, предупредили горе-модника, что практичность такого гарнитура будет под большим вопросом, но это не остановило Фиарлеса, решившего потешить своё самолюбие. Если эта история дошла до современных людей, то можно только представить, какой шум она вызвала в средневековые времена.
Мифы и заблуждения
Во многих источниках до недавнего времени встречалось изобилие информации о том, что вес доспехов средневековых рыцарей был просто ужасным. В разных книгах и учебниках по истории можно было увидеть цифры в 50, 70 и даже 80 кг. Эти данные менялись в зависимости от того, о воине какой страны и какого века шла речь, но общий посыл был одинаковым: ходить, а тем более вести бой в таком обмундировании было очень сложно.
Отсюда возникла точка зрения, что рыцари были очень неуклюжими, медленными, неповоротливыми. После того, как воин был вышиблен из седла, встать на ноги самостоятельно он уже не мог, поэтому его ждала одна из двух участей: либо быть заколотым неприятелем, либо взятым в плен.
Но такое утверждение порождает логичный вопрос: каким образом человек, одетый в средневековые обмундирование, мог взобраться на боевого коня? Можно предположить, что ему помогали другие, поднимая и поддерживая облачённого рыцаря. Но тогда непонятно, как все воины перед сражением внезапным сражением могли резко вскочить на лошадей и помчаться к противнику.
В чём загвоздка
Причину заблуждений и разночтений того, сколько весили доспехи средневековых рыцарей, многие историки и специалисты видят в том, что большинство людей не вполне понимают, какие именно элементы гарнитура относятся к военному облачению.
Подавляющее большинство доспехов, одеваемых на рыцаря, весили в разные века от 8 до 29 кг. При этом нагрузка распределялся равномерно по всему телу, поэтому носить их на себе было гораздо проще, чем аналогичный вес, взятый в руки.
Однако вес в 50 и даже в 90 кг действительно существовал. Но касался он доспехов, которые носил не только человек, но и его боевой конь. Кроме того, существовал отдельный вид средневековых лат – турнирный. Он использовался во время зрелищных боёв и действ. Нагрудная часть такой экипировки вместе со шлемом весила около 65-70 кг, что резко снижало манёвренность, но сохраняло участнику боя жизнь.
Верный друг
Средневековые военные действия характеризовались меньшими скоростями по сравнению с теми, которые сопровождают эру технического прогресса после изобретения боевых транспортных средств. Но и тогда пешие сражения случались достаточно редко. Чаще всего армады воевали на лошадях. Боевые кони стоили очень дорого, так как к ним предъявлялись особые требования: они должны быть сильными, супер-выносливыми и очень мобильными. Жизнь рыцаря почти напрямую зависела от того, сумел ли выстоять в схватке конь, который должен был удержать вес седока и всего обмундирования – своего и человеческого.
Именно по этой причине в первую очередь противник стремился повергнуть лошадь, после этого исход битвы был предопределён. Поэтому уже в XV веке лошадей стали снаряжать в особые доспехи, которые стоили не дешевле человеческих и изготавливались также на заказ. Их стоимость была очень высокой и доходила до 45 единиц домашнего рогатого скота, а вес мог равняться 50-60 кг.
Облачённые в латы воин и его верный друг выглядели как живая скульптура, сверкающая на солнце. Не любое животное позволяло одевать на себя такие приспособления, а тем более, могло слушаться в них хозяина и беспрекословно подчиняться, поэтому их готовили к ратному делу на протяжении всей жизни. Несмотря на внушительную массу сбруи, боевые лошади могли даже переплывать реки и водоёмы с седоком на спине, облачённым в полное обмундирование. Верховую езду на животных в кольчугах и латах не просто было освоить и человеку, поэтому феодалы готовились к ней с юных лет, тренировались фехтовать и метать копьё, находясь в седле.
У каждого рыцаря было две лошади: боевой конь и обычный, на котором феодал мог преодолевать длительные переходы. Животное для боя вёл под уздцы слуга, а перед сражением на него взбирался воин в полном обмундировании и скакал навстречу врагу.
Экспериментальные данные
Несмотря на то, что вес доспехов при детальном изучении оказался почти в два раза меньше, чем предполагалось изначально, понятно, что перемещаться в таком облачении сложнее, чем без него. В одном из университетов Великобритании – в Лидсе – провели детальное исследование этого вопроса.
В ходе экспериментов на студентов-добровольцев надевали средневековые доспехи, в которых нужно было перемещаться по беговой дорожке. Все участники эксперимента были облеплены датчиками, которые считывали такие параметры, как объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, скорость пульса и сердцебиения, уровень артериального давления, расход энергии и пр.
На первом этапе участникам нужно было идти по беговой дорожке со средней скоростью в доспехах весом в 25 кг. Было установлено, что при этом затрачивалось в 2-2,3 раз больше калорий, чем у обычного пешехода, шествующего налегке. Во время второго этапа эксперимента добровольцы должны были бежать, и расход энергии повышался ещё в 1,9 раз при том же весе лат. Следует учитывать, что средневековые воины не обладали фигурой Арнольда Шварцнеггера, поскольку все описания указывают на то, что среднестатистический рыцарь был достаточно стройным и подтянутым. Да и сложно при таких нагрузках стать обрюзгшим или толстым мужчиной с лишним весом.
Щит
Ещё один элемент, который долгое время входил в набор гарнитура средневековых лат – щит. Его вес составлял около 4,5 кг. Состоял щит из деревянной основы, на которой крепилась кожа и металлические полосы. Посредине размещалась бляха с позолотой. Вначале щиты были круглыми или слегка овальными, но на протяжении нескольких столетий приобрели продолговатую форму. Это произошло оттого, что при помощи щита желали защитить не только грудную клетку, но и всё тело от пяток до головы.
На внутренней поверхности находились специальные кожаные ручки, благодаря которым щит можно было перевозить за спиной, как рюкзак, а во время боя — надевать на левую руку, в то время как в правой руке находился меч. С XII века на передней части щитов стали изображать родовые гербы и эмблемы, которые помогали идентифицировать погибших на поле брани с той же точностью, как если бы каждый из них имел при себе документы.
Воин в юбке
Начиная с XII века все сражения проходили исключительно верхом, но ближе к XVI веку ситуация начала меняться. Появились даже турниры для элиты, где феодалы могли сражаться между собой спешившись. На такие мероприятия собиралась вся знать, а победа в подобном соревновании нередко приносила победителю новые титулы и благосклонность правителей.
Именно в турнирном снаряжении впервые появляется бронированная юбка, созданная для защиты не столько ног, сколько паховой области. Кроме того, такая юбка считалась признаком выносливости, потому что после получения сокрушительного удара она не позволяла кататься от боли по земле.
Слуги или помощники
Остаётся последний вопрос: как средневековые рыцари перевозили и надевали на себя такие тяжёлые кольчуги, щиты и латы? Для этого во всех походах их сопровождали спутники, которые следовали на менее выносливых лошадях, перевозили пики, мечи, топоры и луки.
Эти помощники не только несли гарнитур, но и помогали одеть его на рыцаря перед сражением, а также забраться в седло. От скорости их действий зависело то, как быстро воин вступит в бой. Их называли «валетами», «щитоносцами» или «оруженосцами». Эти слуги в начале средневекового периода считались подчинёнными, низшим слоем, который ел более грубый хлеб во время трапез и пользовался меньшими удобствами в быту.
Но с течением времени военная жизнь сблизила эти две группы, и оруженосцев объединили вместе с рыцарями в высший класс, который считался элитой.
К XVII веку латы и кольчуги полностью вышли из состава боевого обмундирования, поэтому стали скорее одеждой для торжественных мероприятий, в ходе которых они использовались. Но вскоре такая мода прошла, и век блистательного рыцарства завершился, уступив место более лёгкому и компактному обмундированию.