На протяжении нескольких последних десятилетий текст, написанный вручную, встретить довольно непросто. Письмо от руки или обычная записка давно стали раритетом. Но много столетий подряд письменный текст был единственным методом зафиксировать свои мысли. Вся деловая переписка, а тем более – литература велась от руки. И хотя считается, что талантливый человек талантлив во всём, при взгляде на почерки многих известных людей становится понятно, что автор этого высказывания несколько преувеличил, потому что большинство великих личностей, мягко говоря, не могли похвастаться каллиграфией написанного.
Манера письма способна рассказать графологам (специалистам, изучающим почерк) и психологам огромное количество интересного о тех, кто обладает необычной манерой написания. Тем интереснее такие исследования, когда они касаются выдающихся и всем известных персон.
Лев Толстой
Классик российской литературы, который считается гением с мировым именем, может быть никогда не получил бы такого признания, если бы не супруга – Софья Андреевна Толстая. Женщина видела божью искру в произведениях писателя, и причиной тому был не только идеальный литературный вкус, но и явные способности дешифровщика, которые точно нужны, чтобы разобрать написанное Львом Николаевичем.
Этот почерк даст фору любым каракулям профессионального врача, в которых с трудом можно узнать буквы. Смесь кардиограммы больного с нарушениями сердечного ритма и графика стабильности национальной валюты – вот с чем можно сравнить рукописи таланта. Конечно, такое неразборчивое письмо стало бы преградой к многочисленным изданиям Толстого, если бы на помощь не поспешила любящая женщина и мать детей Льва Николаевича – Софья Андреевна. Несколько раз она терпеливо объясняла в издательствах, что именно написано на листах, и это занимало огромное количество времени.
Вскоре стало понятно, что такой метод не подходит, поэтому она стала скрупулёзно, а главное – разборчиво переписывать все произведения Толстого, чтобы затем передавать это для печати в издательства.
Тот, кто хоть однажды читал известный роман «Война и мир», понимает, какой титанический труд приходилось проделывать этой самоотверженной женщине, а ведь этот роман – лишь малая толика в творчестве Льва Николаевича. Стоит упомянуть ещё о том, что отдельные главы и разделы переписывались по несколько раз, пока сюжет и изложение не устраивали великого писателя.
Известен интересный факт: однажды психиатр с мировым именем Чезаре Ломброзо увидел рукопись Толстого. Специалист сказал, что буквы и манера написания указывает на то, что можно сделать вывод о натуре автора, как об истеричной женщине лёгкого поведения (кому принадлежат листы, психиатр на тот момент не догадывался).
Через несколько лет этим двум известным людям было суждено познакомиться лично, причём, оба остались не в восторге от этого знакомства. Ломброзо констатировал, что всё, сказанное или сделанное им, вызывает в писателе непреодолимое раздражение. Толстой отозвался об этой встрече довольно лаконично, но судя по тому, как он назвал Ламброзо ограниченным стариком, можно понять, что неприязнь оказалась взаимной.
Наполеон Бонапарт
Французский учёный Тарт давно утверждал, что для понимания истинных мотивов и психологического состояния человека не обязательно видеть его портрет: достаточно исписанного клочка бумаги. Современные учёные подтверждают: по почерку можно практически безошибочно установить эмоциональное состояние любого человека. Интереснее всего для изучения в этом отношении почерк Наполеона Бонапарта. Этот человек был большим оригиналом с нестандартными подходами и проявлениями в разнообразнейших сферах. Не стала исключением и каллиграфия великого полководца, военачальника и одного из самых известных сыновей своей страны.
На основе изучений его манеры написания несколько учёных издали обширные научные труды. Генце, Мишон, Бартелло, Моргенштерн и другие описали и доходчиво объяснили, что происходило в душе этого человека в разные периоды жизни. Удивительно, но почерк Бонапарта кардинально менялся семь раз. Такие резкие перемены – уникальны сами по себе. Назвать манеру написания некрасивой нельзя, но те загадки, которые специалисты умеют прочесть в каждой букве, воистину удивляют.
Красноречиво свидетельствует о разном восприятии своего места в мире подпись Наполеона. В самом начале воинской карьеры это обычный росчерк пера амбициозного капитана артиллерии, который не отличается от тысячи таких же военнослужащих. У Наполеона-императора подпись совершенно другая: эффектная, со значительным росчерком и нажимом, с решительными конфигурациями, которые имеют право появиться на бумаге.
Графологическая манера явно меняется после блистательной победы у Аустерлица: строчки самоуверенно ползут вверх, выдавая разросшееся самолюбие и грандиозные планы. Совершенно другой становится картина после фактического поражения под Москвой: нервное напряжение сквозит в буквах, уязвлённое самолюбие и неудача меняет написание практически каждой строчки. Если поражения на фронте нашли своё отображение даже в манере письма, то можно только догадываться, какие бури и разрушения происходили в этот период в душе Наполеона.
Во время вывода войск из Москвы подпись императора теряет свои очертания, становится бесформенной. Явно, что для человека внешние формы теперьсовершенно неважны. После лейпцигского поражения внутренняя трагедия усугубляется, и это находит отражение в ломанности строчек, разорванности букв в словах. Нажим виден время от времени, вспышками. Штрихи становятся сползающими, как опустившиеся от изнеможения руки.
Изменяющаяся манера письма Наполеона – настоящая находка для графологов. Такого прекрасного пособия во время изучения влияния психологического состояния на почерк в истории больше не найти.
Леонардо да Винчи
В истории человечества можно встретить лишь несколько личностей с таким широким кругом интересов, как Леонардо да Винчи. Талант этого гения неоспорим и безусловен: он занимался анатомией, физиологией, медициной, оптикой, черчением, написанием картин, кулинарией и ещё много чем. Физиологи нередко упоминают тот факт, что такое разнообразие призваний и умений присуще людям, у которых оба полушария работают симметрично, с одинаковой активностью, но при этом – совершенно независимо друг от друга.
О том, что да Винчи относился к таким людям, можно с уверенностью заявить хотя бы на основании его почерка, поскольку изобретатель и учёный был активным амбидекстром, то есть, одинаково хорошо владел правой и левой рукой. У обычного человека ведущей является только одна рука: у левшей – левая, у правшей – правая. Оба полушария Леонардо работали так активно, что писать он мог с одинаковой лёгкостью как правой, так и левой рукой. Более того, гений мог писать одновременно двумя руками, а такой трюк за шесть столетий повторить не удавалось почти никому.
На этом удивительное и интересное об этом человеке не заканчивается. Многочисленные дневники и научные трактаты написаны в оригинальной манере, которая получила название «почерк Леонардо». Заключается она в том, что текст воссоздаётся в зеркальном отражении. Процессы, происходящие при этом, недоступны рядовому человеку, мозг которого работает в обычном режиме. Некоторые психиатры утверждают, что это даже соответствует некоторым психическим отклонениям, но если считать банальность и посредственность нормой, то великий учёный точно не был нормальным.
Другие специалисты, исследующие интересную и многогранную личность Леонардо да Винчи, считают, что эта мера была вынужденной, так как многочисленные исследования изобретателя и учёного находились под грифом «табу» в XVI веке. Чтобы обезопасить себя от преследований и расплаты за нарушение законов, да Винчи вынужден был таким образом шифровать свои записи. Уверенность в том, что потомки смогут разобрать бесценные рукописи, не покидала этого выдающегося человека.
Развитие таких необычных и интересных способностей стало следствием уникального генетического сочетания в сочетании с полученными знаниями и высокой самооценкой, позволяющей с лёгкостью переступать догматы своего времени.
Бетховен
В наше время в защите интеллектуальной собственности нуждаются гении и великие люди современности, иначе любое талантливое творение может быть украдено и выдано за своё личное. Авторство в таких случаях практически невозможно оспорить и доказать. В XVIII веке, когда в Германии на свет родился один из самых известных музыкантов в мире Людвиг ван Бетховен, законодательная база для защиты интеллектуальной собственности ещё не была разработана, и всё-таки великому музыканту было совсем не страшно, что его произведения могут быть украдены. Причина этого была вполне банальной – почерк маэстро выглядел настолько небрежным и неразборчивым, что дешифровать его было почти непосильным занятием. Особенно неразборчиво выглядели произведения, которые в одну минуту озаряли музыканта, и он торопился как можно быстрее запечатлеть их на бумаге.
Чтобы творения известного гения смогли дойти до слушателей, в процесс был вовлечён переписчик – человек, который каким-то чудом умудрялся разобрать ужасные загогулины и странные пометки на полях. Таким образом на несколько лет вопрос был решён.
Но затем внезапно произошла трагедия: переписчик умер. Осталась надежда на двух преемников, которых этот «дешифровщик» несколько лет обучал искусству расшифровки сложных почерков. Но ученики были менее талантливы по сравнению со своим учителем, поэтому им было очень сложно справляться с поставленной задачей. По этой причине Девятая симфония – одно из самых исполняемых и известных произведений Бетховена в мире — не могла дойти до слушателя целых два года. Но в конце концов, «перевести» каракули удалось, правда, не с первого раза. Несколько раз переписчики допускали непозволительные ошибки, за что музыкант ругал их, записывая своё возмущение прямо на полях, и обзывая проклятыми дураками.
Пушкин
«Солнце русской поэзии» — Александр Сергеевич Пушкин ещё во время обучения в лицее понял, что красивый почерк — не его конёк. Учителя были недовольны тем, как неразборчиво и неряшливо пишет ученик. Увы, во взрослом возрасте графологическая манера ничуть не улучшилась.
Известная и необычная манера письма Пушкина вызвана торопливостью, которая была присуща его натуре. Обвинять в этом гения не придёт на ум никому: именно такой торопливости мы должны быть благодарны за плодотворную Болдинскую осень, за время которой влюблённый Александр Сергеевич успел создать более 30 стихотворений, стихотворную повесть, пять повестей в прозе, несколько трагедий и две главы «Евгения Онегина». Кроме того, в это время было начато большое количество произведений, которые не были окончены.
Работу поэт начинал в шесть утра, и строчил с такой скоростью, будто кто-то надиктовывал ему текст. При такой высокой интенсивности работы времени на выведение красивых букв просто не оставалось. Исследователи творчества и жизни поэта отмечают, что почерк смягчался и становился гораздо более упорядоченным, когда Пушкин писал письма Наталье Гончаровой. Видимо, даже мнимое присутствие этой женщины делало мужчину более собранным и дисциплинированным.
Исследователи и биографы назвали графологическую манеру Александра Сергеевича «скорописью», но современные ученики должны помнить, что надеяться на такое снисхождение от истории можно в лишь в том случае, если в ближайших планах значится написание «Руслана и Людмилы» или, в крайнем случае — «Евгения Онегина». Если нет, то лучше работать над своим почерком, делая его более аккуратным и красивым.