«Карьера — это прекрасно, но она не может согреть в холодную ночь», — говорила Мэрилин Монро. Эталон красоты, секс-легенда Америки 50-60-х годов прошлого века, сводившая с ума всех, начиная от простых работяг и заканчивая президентами, актриса, та и не получившая заветный Оскар — так кто же она? Счастливая баловница судьбы или маленькая девочка, взлетевшая на вершину славы, но так и не сумевшая познать любовь мужчины и стать матерью. В ее жизни столько интересных фактов, что хватило бы для создания мыльной оперы похлеще «Санта-Барбары».
Детство
Если бы у Мерилин была возможность «перепрыгнуть» из детства сразу в юность, а еще лучше, в обеспеченную зрелость, то она сделала бы это без тени сожаления. Наоборот, радостью и удовольствием, ибо с самого рождения судьба давала ей одних тумаков, беспощадно наблюдая — вынесет ли эта маленькая хрупкая девочка очередное испытание или сломается под тяжестью жизненного пресса.
Датой рождения будущего секс-символа Америки стало 1 июня 1926 года. В этот день Глэдис Перл Монро произвела на свет своего третьего ребенка, но особого восторга по этому поводу не испытала. Малышку нарекли Нормой Джин, и уже через две недели она отправилась в детский приют семейного типа. Там ребенок прожил до 7 лет, практически не видя свою настоящую мать. Хотя один раз та все-таки предприняла попытку реабилитироваться, но как-то косо и коряво. Сначала забрала девочку к себе, а через некоторое время устроила дебош, напав на соседей с ножом, после чего была отправлена в психушку. И снова детский дом, и снова одиночество, пустота и безысходность.
Несколько раз Норму пытались удочерить, но с приемными родителями ей откровенно не везло. Помимо отсутствия теплоты, заботы и внимания, девочку дважды пытались изнасиловать, причем на тот момент ей еще не исполнилось даже 12 лет. Первым, посягнувшим на детскую невинность, стал отчим, вторым — двоюродный брат. Сведений о родном отце не сохранилось. Информация настолько скупа и противоречива, что брать ее во внимание не имеет смысла.
Неудивительно, что все предшествовавшие половому созреванию события наложили отпечаток на психику, и далеко не самый приятный. Недоверие к мужчинам и страх перед отношениями девочка-девушка-женщина пронесет через всю жизнь. Позже Мерилин скажет в одном из интервью: «Не понимаю, почему люди так интересуются сексом. Меня вся эта сексуальная возня занимает меньше, чем чистка туфлей». Есть версия, что актриса была фригидной, хотя всегда купалась в водопаде мужского вожделения.
До 16 лет девушка страдала заиканием, не могла произнести без запинки даже пары слов. Избавление от речевого дефекта стало первой самостоятельной победой, которых в будущем будет целая вереница. Как, впрочем, и разочарований, грустных и тяжелых. Еще даже не перешагнув порог совершеннолетия, Норма два раза предпринимала попытки к суициду. Сначала хотела отравиться газом, а потом наглоталась снотворных таблеток.
Начало карьеры
Цепочка событий, в итоге приведшая к перевоплощению Нормы в Мэрилин и вознесшая ее на кинематографический олимп, началась с замужества. Скороспелого, необдуманного, по-детски наивного. 16-летняя, по сути, девочка принимает предложение от Джеймса Догерти, ничем не примечательного рабочего авиазавода. Случайно подвернувшись ей под ноги, он стал трамплином во взрослую жизнь. А если говорить проще, то возможностью бросить ненавистную школу и такую же горячо «любимую» приемную семью.
Новоиспеченная жена переехала к мужу, который через год ушел служить на флот. Шел 1942 год, Америка воевала, девушка пошла работать на авиационный завод. Вот там-то ее и «выловил» фоторепортер Дэвид Коновер, приехавший с коллегами в 1944 году делать репортаж о вкладе американских женщин в борьбу с нацизмом. Сраженный наповал сексуальным магнетизмом юной красавицы, он предлагает ей позировать для серии снимков. Оплата — 5$ в час. Она согласилась.
Фотографии разлетелись по модельным агентствам, и вскоре Норма уже улыбалась с обложек многочисленных журналов. Появился реальный шанс поменять жизнь, добавить в нее ярких красок и побороться за свое место под солнцем. Вернувшемуся домой Джеймсу идея супруги совсем не понравилась, он поставил ультиматум — или семья, или карьера. Уже активно работавшая на тот момент фотомоделью, жена быстро сделала свой выбор. Никаких отступлений, только вперед! 1946 год ознаменовался разводом, первым контрактом с киностудией 20th Century Fox, а затем и сменой имени — Норма стала Мэрилин. От матери осталась только фамилия Монро.
Кинематографическая биография
Первые фильмы, в которых засветилась роскошная платиновая блондинка, были откровенно слабы. Да и роли в них давались эпизодические, проходные, безликие, но начинающая актриса радовалась любому шансу появиться на экране и усовершенствовать свое актерское мастерство. Монро бредила играть настоящие драматические образы, глубинные, надрывные, но режиссерам было выгоднее снимать ее в ипостаси глуповатой и наивной блондинки, чем исследовать тонкие струны души.
В 1951 году вышел фильм «Любовное гнездышко», затем последовало «Столкновение в ночи», а в 1953 году она снялась в «Ниагаре». Всеобщая слава пришла после картин «Джентльмены выбирают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера», прокатившихся по кинотеатрам в том же 1953 году.
Голливудская мечта осуществилась — имя Мерилин Монро было у всех на устах. Толпы поклонников, признания в любви, поджидания у дома с охапками цветов, мешки писем — от такого внимания можно было сойти с ума. Но красивая картинка — это всего лишь иллюзия счастья, самообман, в котором легко потеряться и задохнуться от тотальной лжи и лицемерия. В глубине души Мерилин оставалась такой же одинокой и разочарованной, как тогда в детстве, оставленная матерью на произвол судьбы. Она брала частные уроки у Михаила Чехова, русского актера-эмигранта, ранее служившего в Московском художественном театре, читала классику, посещала актерскую студию Ли Страсберга в Нью-Йорке — одним словом, не теряла времени, занимаясь самообразованием.
Несмотря на всенародную любовь, кинокритики не спешили баловать Монро своей благосклонностью. В 1956 году актриса снялась в мелодраматичной комедии «Автобусная остановка», где ее партнером стал Джон Мюррей. Фильм номинировался на «Золотой глобус», но игра сексапильной блондинки осталась неоцененной. Далее последовала картина «Принц и танцовщица» (1957 год) и работа с непревзойденным Лоуренсом Оливье. Снова номинация, но теперь уже в рамках Британской киноакадемии, как лучшая иностранная актриса, и опять «мимо». И только после выхода в прокат «В джазе только девушки» Монро наконец-то удалось получить долгожданную премию — в ее руках таки оказался «Золотой глобус» за роль Душечки.
Раскрыть свой драматический талант представилась возможность только в 1961 году, когда ей предложили сыграть практически саму себя — разведенную женщину, потерявшую веру в себя и разочаровавшуюся в мужчинах, которая отправляется с друзьями в путешествие в надежде заработать на жизнь. По иронии судьбы картина «Неприкаянные» стала последней в ее актерской карьере, равно как и для Кларка Гейбла, бывшего ее партнером на съемочной площадке.
По дороге от комплексов в «Плейбою»
Мерилин Монро не подходила под каноны классической красоты. Невысокий рост, широкие бедра, явно не худые ноги — даже по меркам своего времени она была «пышечкой». Но бешеная сексуальность, бурлившая в ее теле, покрывала все изъяны, сражала на повал всех мужчин: от юнцов до стариков. Интересно, что знаменитая блондинка на самом деле родилась шатенкой. Смена имиджа произошла после появления псевдонима и старта актерской карьеры. Помимо цвета волос, Монро также сделала несколько пластических операций. Ей скорректировали нос и изменили форму подбородка.
Как и многие начинающие актрисы, Мэрлин не чуралась никаких подработок, стремясь улучшить свое финансовое положение. Безденежье и наивность молодости подтолкнула ее на серию календарей, для которых пришлось полностью раздеться. Казалось бы, что тут крамольного — голые женские прелести мелькают из-за каждого угла. Но в 50-е годы прошлого столетия в США обнаженка приравнивалась к порнографии, соответственно, была за рамками закона. Знала ли об этом Монро, неизвестно, важно, что за такую работу ей платили 50 $ в час — неплохие на тот момент деньги.
Когда пришла известность, фотографии всплыли в прессе. На волне шумихи и разразившегося скандала стоимость компрометирующих снимков подскочила до небес. В этом момент личностью одиозной блондинки заинтересовался Хью Хефнер, он даже не пожалел 500 $ и купил один из календарей. Любитель красивых женских тел и крутой стратег быстро оценил ситуацию и предложил Монро украсить обложку первого выпуска своего нового детища — журнала «Playboy». Само собой, согласия он добился.
Личная жизнь
Купаясь в лучах славы, Монро не спешила сближаться с мужчинами. Во второй раз попытать счастья она решила в 1954 году, выйдя замуж за известного бейсболиста Джо ДиМаджио. Брак оказался непродолжительным, продержавшись всего 9 месяцев. Самовлюбленный, привыкший всегда быть в центре внимания, ДиМаджио очень чувствительно относился к популярности своей жены. Кроме того, он безумно ревновал ее и устраивал скандалы по любому поводу, казавшемуся ему неподобающим замужней женщине.
На съемках фильма «Зуд седьмого года» произошла крупная ссора, причиной которой стала легендарная сцена с «гуляющим» платьем под вентиляционным люком. Самое интересное, что Мерилин сама пригласила мужа на работу, чтобы тот убедился в ее пристойном поведении. И собственноручно подписала себе приговор. Озверевший от ярости Джо, уже не контролировал свои действия и в приступе гнева поднял руку на жену. Вскоре последовал развод, и волна разочарования накрыла голливудскую диву очередным приливом.
Утешение пришло в лице Артура Миллера, известного драматурга, с которым Монро познакомилась в 1950 году на одном из светских мероприятий. Они изредка попадали в поле зрения друг друга, но без каких-либо намеков на флирт и романтические отношения. И вот, снова встретившись, внезапно сблизились, причем до такой степени, что в 1956 году сыграли свадьбу. На тот момент Миллер был в разводе, имел двоих детей, а Мерилин частенько прикладывалась к бутылке с виски и пила транквилизаторы.
Но и здесь чуда не произошло. Через 4 года пара разошлась. У каждого из них были свои представления и ожидания от семейной жизни. Мерилин страстно хотела стать матерью, а Артур видел в ней самой взрослого ребенка, о чем часто писал в дневнике. Недолюбленного, эгоистичного ребенка, которому недодали внимания детстве, и который совершенно не знает, как себя вести в этом огромном и жестоком мире. Однажды Монро увидела записи супруга и жутко разозлилась, устроив скандал. По ее мнению, он был «хорошим писателем, но не очень хорошим мужем».
Забеременеть никак не получалось. То ли сказывалось злоупотребление алкоголем, то ли прошлые аборты (по неподтвержденным данным больше десяти), то ли общее психическое истощение организма, но вымученная беременность закончилась выкидышем. От такого потрясения Мерилин погрузилась в затяжную депрессию, окончательно подсела на лекарства и в один прекрасный день впала в кому.
Брак трещал по швам и таки лопнул в начале 1961 года. Мечты о семье и маленькой дочке разлетелись в пух и прах. Известно, что Мерилин обожала детей и быстро находила с ними общий язык. «Девочкам очень важно, что им постоянно говорили, что они самые красивые и любимые, — откровенничала она в одном из интервью, — И если у меня будет девочка, то я окружу ее такой заботой, что она всегда будет чувствовать себя защищенной, значимой и очень нужной». К сожалению, ее мечты о материнстве так и не осуществились.
Загадочная смерть
После развода с Миллером у актрисы случился нервный срыв, причем настолько сильный, что она оказалась в психиатрической клинике «Пейн-Уайти». Там ее насильно держат взаперти в тесной комнате, и в довесок ко всем своим имеющимся расстройствам Мерилин получает еще и клаустрофобию.
Удивительно, что при всех своих вредных привычках и неуравновешенной психике, на людях Монро всегда выглядела ухоженной, яркой и счастливой. На ее лице блистала белозубая улыбка, и только глаза выдавали усталость и вселенскую грусть.
19 мая 1961 года «блондинка всех времен и народов» спела свою знаменитую песню «Happy Birtjday, Mr.President» Джону Кеннеди, с которым ей приписывали роман. Знакомство с президентом состоялось задолго до его вступления на пост, еще в 1951 году. Ходили слухи, что в любовном треугольнике замешал и брат Джона, Роберт Кеннеди. Правда это или нет, так и осталось тайной.
Пристрастие к наркотикам закончилось тем, что у Монро случилась очередная передозировка. На помощь пришел Джо ДиМаджио, который всегда невидимым ангелом стоял у актрисы за спиной. Несмотря на неудавшийся брак, они оставались хорошими друзьями и не теряли друг друга из поля зрения. Чтобы держать ситуацию под контролем, Джо предложил Мерилин повторно пожениться. Была назначена даже дата росписи — 8 августа 1962 года. До свадьбы оставалось 4 дня, когда актриса была найдена мертвой в собственном доме. Ей было всего 36 лет.
Официальная причина смерти — прием снотворного в дозировке, не совместимой с жизнью. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Существует еще несколько рабочих версий, каждая из которых имеет полное право на существование:
- Убийство по заказу спецслужб США. Заказчиками выступили сами братья Кеннеди, не желавшие огласки своих сексуальных связей.
- Убийство по приказу мафии. Ходили слухи, что подробности своих интимных отношений с президентом актриса записывала в дневник. Там же хранились и государственные тайны, которые любовники в порыве страсти открывали ей в постели. Заполучить серьезный компромат хотели представители американской мафии, сотрудничавшие с ЦРУ. Добровольно отдать дневник Монро отказалась, за что и могла теоретически поплатиться жизнью.
- Передозировка наркотиков.
- Фатальная ошибка врача-психоаналитика Мерилин Монро, прописавшего ей препарат хлоралгидрат после принятия нембутала. Лошадиная доза лекарств и добила ослабленный организм.
Когда полиция, а за ней и команда психологов начали осматривать дом умершей, они пришли в изумление. Странное и непонятное чувство охватило их при виде очень строгого и лаконичного жилища, в котором находились только необходимые вещи и мебель — кровать, тумбочка, стол, комод… Никаких ярких пятен: картин на стенах, цветочных ваз, фотографий в рамочках — всего того, что создает домашний уют и комфортность бытия. Как такая яркая, красивая и постоянно улыбающаяся женщина могла жить в такой аскетичной обстановке? Любимица публики, идол красоты, секс-символ, а в реальности просто женщина, искавшая счастья и так и не нашедшая его.