Среди интересных фактов о буддизме можно выделить то, что это одно из наиболее древнейших религиозных течений, которое продолжает быть актуальным до сих пор. Буддизм широко распространен в мире и считается одной из основных религий (вместе с христианством, исламом и индуизмом). Численность буддистов составляет около 7 % от всего населения земного шара. Наибольшее число последователей сосредоточено в Китае, Тибете, Таиланде, Мьянме, Монголии и Японии. А колыбелью считается Индия.
Буддизм – это «не обычная» религия
Буддизм нельзя назвать религией в прямом понимании этого слова. Это философское учение, образ жизни, который направлен на пробуждение души и ее просветление. Его не следует воспринимать как доктрину, основанную на наличии сверхъестественной силы, призывающей к поклонению. Тем не менее, оно не отвергает существование Бога, но и не сосредотачивается на нем.
Учение, в большей степени, представляет собой науку о сознании и мироустройстве. Оно не подразумевает наличие священнослужителей, исповедующих прихожан и отпускающих грехи. Главной задачей монахов является передача Знания, которое может быть использовано для поиска собственного пути освобождения от страданий и просветления.
Буддизм старше христианства и ислама
Учение о просветлении зародилось в VI веке до нашей эры в Индии, то есть 2500 лет назад. Христианство же появилось в I веке нашей эры в Палестине, а ислам – в начале VII века.
Возникновение буддизма связывают с индийским принцем Сиддхартхой Гаутама. Он был наследником князя, который решил оградить своего сына от всех бед и невзгод окружающего мира. С детства Сиддхартха Гаутама жил в роскоши и не знал нужды. В 16 лет он женился и вскоре сам стал отцом. Однако, несмотря на все блага, которые ему предоставлялись, он считал, что в жизни должна быть другая, большая цель.
Однажды, в 29 лет он выехал за пределы дворца и увидел четыре картины действительности, которые изменили его жизнь. Это были нищий, просящий подаяние, больной, страдающий проказой, мертвый человек и отшельник. Так Сиддхартха Гаутама узнал о неизбежности страданий, которые сопровождают человека по жизни: болезни, старость и смерть. Его также поразила четвертая встреча – отшельник не имел ничего, но при этом он казался совершенно умиротворенным. Гаутама решил покинуть дворец и семью для поиска смысла жизни. После нескольких лет странствий, медитаций и размышлений в 35 лет он достиг пробуждения и стал Буддой Шакьямуни. До конца своих дней он делился своим опытом с другими людьми и передавал полученные им Знания о причинах страданий и методах избавления от них.
Основоположник современного буддизма Будда Шакьямуни – не первый будда, который посетил наш мир
В буддизме интересным фактом является то, что будда приходит в каждую эпоху для просветления живых существ и служения им. Будда Шакьямуни – не первый и не последний будда. Он, как и другие будды, прошел Путь Бодхисаттвы – высшего существа, стремящегося к просвещению для блага всех существ. Бодхисаттва после достижения просветления не уходит в нирвану, а остается в нашем мире для наставления и спасения всего живого.
Согласно древним учениям временной цикл делится на четыре эпохи:
- Сатья-юга – «золотой век»;
- Кали-юга – «железный век»;
- Двапара-юга – полуцикл, период перехода;
- Трета-юга – эпоха совершенной нравственности.
Будда Шакьямуни пришел в мир в период Кали-юги, что обычно не происходит. Кали-юга характеризуется как век раздора, в котором происходит падение нравственности и деградация. В этот период учение Будды не воспринимается, поэтому нет смысла в его появлении. Приход Будды Шакьямуни говорит о том, что к нашему миру проявлено большое сострадание и даже в этот темный век есть надежда на достижение просветления и избавления от страданий.
По приданиям, следующим Бодхисаттвой будет Майтрейя – просвещенный, который родится среди людей и с которым придет золотой век.
Для достижения просветления необходимо следовать Восьмеричному пути
Следующий интересный факт про буддизм сообщает: нирваны можно достичь при соблюдении Четырех Благородных Истин и Восьмеричного пути. Четыре Благородных Истины включают в себя следующие понятия:
- Человеческая жизнь наполнена страданиями.
- Причиной страданий являются желания.
- Для избавления от страданий необходимо избавиться от желаний.
- Для спасения необходимо следовать Восьмеричному пути.
Восьмеричный путь состоит из следующих элементов:
- Правильный взгляд.
- Правильное мышление.
- Правильная речь.
- Правильные действия.
- Правильный образ жизни.
- Правильное усердие.
- Правильное осознание.
- Правильная концентрация.
Достижение нирваны возможно благодаря постоянным практикам, медитации, познании и принятии себя, и эволюции собственного сознания.
Каждый человек сам ответственен за свое просветление
Интересно, что Будда не является спасителем человечества¸ как Иисус Христос в христианстве или масих в исламе. Прежде всего, он Учитель, которые преподносит свои знания всем желающим. Каждый человек должен сохранить хорошую карму и прикладывать максимум усилий для достижения просветления. Никто не сможет избавить душу человека от страданий кроме него самого. Также никто не сможет за него «пробудиться» и стать Буддой.
Буддизм имеет три основных направления: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна
Как и любое религиозное учение, со временем буддизм разделился на несколько направлений, каждое из которых имеет свои догматы. Наиболее распространены такие виды Учения, как Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.
Махаяна («Великая Колесница») – самая многочисленная ветвь. В наибольшей степени она распространена в Китае. В ее основе лежит Путь Бодхисаттвы. В этом случае главной целью является достижение нирваны и отказ от нее ради остальных живых существ. Просветленная душа возвращается в мир сансары, чтобы помочь другим избавиться от страданий. То есть, на первое место ставится не индивидуальное спасение, а помощь и сострадание другим живым существам.
Тхеравада («Учение Старейшин») – наиболее консервативная ветвь. Распространена в Таиланде, Камбодже и на Шри-Ланке. Она сохранила свои доктрины еще со времен Шакьямуни. Главной идеей этого направления является сохранение рационализма и освобождение от заблуждений. В Тхераваде Путь Бодхисаттвы не олицетворяется с высшим просветленным существом, а подразумевает духовный путь человека, практикующего буддизм.
Ваджраяна («Алмазная Колесница») практикуется в Тибете и Монголии. Ваджраяне, кроме основных догматов, присущи оккультные черты. Данное направление утверждает, что достичь просветления можно за одну жизнь, используя специальную мантру во время медитаций. Она может быть универсально «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» или составлена индивидуально. Духовным лидером направления Ваджраяна в Тибете является Далай-лама.
Медитация занимает большую часть жизни буддистов
Важный интересный факт про Будду – он достиг просветления посредствам медитации. Эти практики занимают много времени в процессе обучения. Буддийские монахи медитируют по несколько раз в день в течение нескольких часов. Медитация необходима для самопознания и самообладания. С помощью медитации практикуется концентрация внимания и открытие мудрости.
Дерево Бодхи до сих пор существует
Сиддхартха Гаутама достиг просветления в роще Урувелла индийского города Бодх-Гая под деревом Бодхи (вечнозеленое растение семейства Фикус). Дерево Бодхи является одним из главных символов Учения и выращивается при каждом монастыре. То самое дерево, конечно же, не сохранилось. Однако, в III веке до нашей эры из его семени было выращено другое – на острове Шри-Ланка в городе Анурадхапуре. За многие столетия «потомки» того самого дерева Бодхи вынесли множество перипетий. Растения неоднократно уничтожались людьми по приказам царей, подвергались влиянию стихий. Тем не менее, несмотря на все невзгоды, удавалось сохранить ростки от материнского дерева. Очередной «потомок» Бодхи посажен в Бодх-Гая возле храма Махабодхи и продолжает быть местом паломничества для буддистов.
Не все буддисты вегетарианцы
Одним из главных посылов буддизма является ненасилие. Человек, который принимает Учение, не может нанести вред другому живому существу. Поэтому в меню буддистов преобладает вегетарианская пища. Однако, еще Шакьямуни говорил, что есть или не есть мясо – индивидуальный выбор каждого. Нет строгих правил, которые бы полностью запрещали мясо, но следует максимально его ограничить. Дело в том, что для соблюдения основных доктрин буддисты не могут забивать животное для своего стола, или просить кого-то сделать это, или знать, что кто-то убил живое существо для него. Проблемы возникают даже с земледелием, поскольку при вспахивании земли можно погубить насекомых. Также монахам запрещено вырывать растения с корнем, есть плоды с косточками или прочими способами наносить непоправимый вред растениям (которые также являются живыми существами).
Тем не менее, жизнь диктует свои условия. Многие монахи питаются тем, что приносят прихожане, и не имеют права принимать другую пищу. По своему желанию, они могут либо отказаться от мясных продуктов, либо принять их. Также, ограничения ослабляются при наличии проблем со здоровьем. Но все же, для монахов предпочтительней свести употребление животной пищи к минимуму. Некоторые становятся веганами и дополнительно исключают из своего рациона молочные продукты, яйца и мед.
Свастика – это древний символ, который также используется буддистами
На санскрите «свастика» обозначает приветствие или пожелание удачи. Этот символ намного старше Сиддхартха Гаутамы и изображался у различных народов на предметах быта, которым больше 10 тысяч лет. У свастики много значений. Она символизирует Солнце, движение, жизнь.
Буддисты называют свастику «мандзи», что дословно означает вихрь. Символ олицетворяет следы Будды на тропе мироздания. Мандзи характеризует противоречивость и одновременно единство сущностей. Как верхняя черточка противопоставляется нижней (а правая – левой), так и мужское и женское начало, небо и земля являются противоположностями, но неделимы. Мандзи обычно имеет ход движения против часовой стрелки, что обозначает любовь и сострадание, мудрость и твердость духа.
Среди буддистов много знаменитостей
Сегодня Учение Будды получило широкое распространение на Западе и число его приверженцев постепенно растет. Интересным фактом является то, то при первом близком знакомстве с данной философией (которое состоялось в начале XIX века) западный обыватель неверно понял понятие «абсолютного ничто» и «отрешения». При детальном знакомстве с Учением становится понятно, что под «ничем» буддисты понимают совершенную взаимосвязь всего сущного.
Со временем европейские и американские жители ближе знакомились с философским течением Востока. В начале XX века среди интеллигенции популярность обрел Дзэн-буддизм. Его влияние прослеживается в произведениях таких известных авторов, как Дж. Сэлинджер, Р. Желязны, А. Уотс, в работах Карла Юнга и Эриха Фромма, в картинах Ван Гога.
Среди наиболее знаменитых буддистов прошлого века выделяют Альберта Эйнштейна, Джона Леннона, Брюса Ли. Каждый из них внес огромный вклад в развитие своей области деятельности. Из современных зарубежных буддистов можно отметить Ричарда Гира, Брэда Питта, Аланис Мориссетт, Дженифер Лопес, Киану Ривза, Леонардо Ди Каприо, Стинга. К российским буддистам относятся Игорь Верник, Борис Гребенщиков, Сергей Шойгу, Мария Арбатова, Татьяна Яблонская.