Балет – это форма классического танца, история которого начинается почти 400 лет назад. За это время он претерпел много изменений и превратился в изящное искусство. Наверное, многим будет интересно узнать факты о том, как развивался этот жанр, как появились первые пуанты и чего стоит красивое выступление для танцоров.
Интересное из истории балета
- Начнем с того факта, что искусство театрального танца берет свое начало в Италии эпохи Ренессанса 15-16 веков. Тогда его придумали как придворное развлечение. Слово «балет» восходит к итальянскому слову «баллар», буквально означающему «танцевать».
- Дальнейшее развитие искусства происходило во Франции после того, как королевой стала Екатерина Медичи. Первая балетная комедия была представлена в Париже в 1581 году. Ее поставил Бальтазар де Божуайе – скрипач и мастер танцев при дворе Медичи.
- Основа классического балета была сформирована при дворе французского короля Людовика XIV в 17 веке. Людовик был с детства увлечен этим искусством, даже свой титул «Король-Солнце» он получил благодаря роли, которую играл.
- Поначалу в представлениях участвовали только мужчины! Даже женские роли играли молодые танцоры в париках и костюмах.
- Учителем Людовика XIV был Пьер Бошан – знаменитый хореограф, композитор и балетмейстер. Именно Пьер кодифицировал 5 положений ног. Это единственные 5 позиций, в которых удобно двигаться в любом направлении. Есть, конечно, перевернутые и промежуточные позиции, но новую 6-ю невозможно изобрести. Специальные позиции помогают удерживать равновесие за счет равномерного распределения веса тела между ногами, в то же время добавляя артисту изящества.
- Поначалу партии выполнялись простыми придворными, лишь иногда выступали несколько профессиональных танцоров, и то в гротескных или комических ролях. Танец был лишь частью представления, которое также включало исполнение песен и художественное чтение. Тематика спектаклей широко варьировалась: некоторые были комическими, а другие имели более серьезные, даже политические черты.
- В то время артисты носили маски и массивные роскошные костюмы. Движения были намного проще и сдержаннее.
- События во французском дворе отодвинули искусство в сторону, и придворный балет исчез. Но Людовик XIV основал две академии, благодаря которым театральный танец смог развиваться дальше по иному пути. Наконец, в 18 веке он превратился в серьезную форму драматического искусства и встал наравне с оперой.
- В начале 19-го века балетная техника была кодифицирована (отсортирована и записана) Карло Блазисом – хореографом из Неаполя. Это дало новый толчок в развитии жанра.
- Еще в конце 18-го века пошла мода, что танцовщицы должны выглядеть подобно эфирным сильфам, как если бы они могли летать. Тогда Шарль Дидло придумал механизм на основе ремней и шкивов, который позволял танцорам становиться на пальцы ног, а потом подниматься в воздух и летать по сцене. Но вот подходящей обуви, которая помогла бы подняться балеринам «на вершину», не было. Но в 1831 году прима-балерина Мария Тальони произвела фурор, станцевав весь спектакль на носочках в самодельных пуантах. Она снабдила свои атласные тапочки кожаными подошвами, укрепила носки, создав коробку у основания пальцев, и набила кончики этой коробки небольшой подушкой. И так началось: Мари Тальони, Анна Павлова и другие артистки тоже стали носить подобную обувь. Пуанты остаются неизменным атрибутом балерин по сей день.
- В это время была придумана так называемая романтическая пачка. Впервые ее увидели на той же Марии Тальони в 1832 на спектакле «Сильфида». Ее одеяние, сшитое по эскизам художника Эжена Лами, состояло из облегающего лифа, который оставлял шею и плечи открытыми, и прозрачной юбки в форме колокольчика до лодыжек. Пачка была сделана из слоев тарлатана или очень накрахмаленного, чистого хлопкового муслина, который давал иллюзию наполненности, не будучи весомым. Такой наряд позволял демонстрировать акробатическую работу ног танцовщицы, но в то же время выглядел благопристойно. До этого сценические костюмы были все еще очень похожи на придворную одежду; юбки балерины были более тяжелыми и многослойными, что мешало двигаться.
- Со временем пачки немного трансформировались и становились все короче, что связано с внедрением новых танцевальных техник, которые требовали большей подвижности. Классический вариант, который можно увидеть сейчас на многих перфомансах, – это юбка, «стоящая» практически в вертикальном положении. В ней обычно делают до 9-ти поддерживающих слоев, а 10-й – декоративный украшают блестками, бисером или искусственными драгоценными камнями.
- Помимо Франции, балет полюбили и в других государствах. Особенную роль он сыграл в России в конце 19 – начале 20-го века. Три знаменитых произведений Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» датируются этим временем. В России большое внимание уделялось технике, виртуозности и стилю, поэтому наши артисты часто превосходили западных коллег.
- Во времена правления Екатерины II балет стал чрезвычайно популярным, даже русские аристократы учились его танцевать. Прежде чем стать императором, Павел I танцевал на императорских придворных мероприятиях.
- Следующим этапом стал балет великого импресарио Сергея Павловича Дягилева. В 1909 году он основал «Русский балет Дягилева», который многие считали величайшей балетной труппой всех времен. Его постановки были настолько революционны, а артисты настолько наэлектризованы, что появление труппы в Париже перед Первой мировой войной вызвало международный балетный бум. Танцорами у Дягилева были легендарный Вацлав Нижинский, примабалерина Тамара Карсавина, Анна Павлова, Данилова. Его хореографами были Фокин, Массин и Баланчин; среди его композиторов были Стравинский, Прокофьев, Равель и Дебюсси; среди дизайнеров – Пикассо, Сезанн, Матисс, Утрилло.
- Интересный факт: «Щелкунчик» был впервые исполнен в России в 1892 году, но критики не были впечатлены, и казалось, что у балета нет перспектив. Только после постановки Джорджем Баланчиным в 1954 году «шоу» стало набирать популярность. К концу 1960-х Щелкунчик стал неотъемлемой частью новогоднего сезона, и остается таковым по сей день. Хореография Баланчина используется до сих пор.
- Оригинальная история о Щелкунчике была более мрачная, наполненная кровавыми битвами. Конечно, такое не подходило для маленьких зрителей, поэтому балетмейстер Мариус Петипа выбрал легкую адаптацию истории, и попросил Чайковского сочинить для нее музыку.
- После окончания Второй мировой войны российские компании несколько раз гастролировали по всему миру, оживляя балет на Западе. Позже, в 20 веке, постоянные труппы были созданы и в англоязычных странах.
- Михаил Фокин – это новаторский русский хореограф и танцор, который начал свою карьеру в Санкт-Петербурге, но переехал в Париж. Одной из самых известных его работ стал «Умирающий лебедь», которого исполнила Анна Павлова. Вдохновленная лебедями, которых она видела в общественных парках, и стихотворением лорда Теннисона «Умирающий лебедь», Павлова попросила Фокина создать для нее сольный танец для концерта 1905 года. Получившийся танец понравился критикам, его исполняли чуть ли не все танцоры. В итоге за свою жизнь Павлова исполнила пьесу примерно 4000 раз! Поговаривают, что на смертном одре она кричала: «Приготовьте мой костюм лебедя».
Факты из жизни танцовщиков балета
- Легкие движения артистов создают впечатление, будто они совершенно не прилаживают усилий. Но за каждым гранд жете, пируэтом и антраша стоят сверхчеловеческие усилия. Количество энергии, необходимое для исполнения балета, примерно равнозначно тому, как если бы вы пробежали 11 км или сыграли футбольных матча подряд.
- Тела танцоров должны быть чрезвычайно сильными и гибкими, чтобы выполнять сложную технику, поэтому им нужно тренироваться и репетировать каждый день.
- Большинство серьезных танцоров начинают обучение в возрасте до 10 лет, но выходят на большую сцену после 20-ти. Да, на обучение требуется очень много времени!
- Танцоры должны обладать большой физической силой, ведь им часто приходится поднимать и держать своих партнерш. В общей сложности за одно выступление они поднимают балерин «на сумму» 1-1.5 т. Это соответствует весу среднего автомобиля!
- Одно балетное представление может занять до 5000 часов практики. Каждую минуту представления артисты репетировали как минимум 4 часа!
- Большинство профессиональных танцоров изнашивают 2-3 пары пуантов в неделю, а иногда столько пар уходит за один спектакль! Причем танцевать в такой обуви очень больно, даже профессионалам.
- Очарование и одержимость начинающих танцоров пуантами никогда не прекращается. Независимо от того, сколько стоит обувь, сколько она приносит боли или сколько лет нужно для подготовки и укрепления ног, они являются Святым Граалем для многих танцоров.
- Даже сегодня, во время автоматизации производства, все пуанты изготавливаются вручную несколькими компаниями.
- Пуанты шумнее, чем вы можете себе представить. Танцоры тратят годы, чтобы научиться приземляться как можно тише.
- Так как пуанты могут деформировать податливые детские ноги, их не разрешают одевать раньше 10 лет.
- Прима-балерина может выполнить 32 поворота подряд, стоя на одном месте, а в некоторых сообщениях говорится, что рекордсмены могут сделать более 100 поворотов!
- Конечно же, роскошные наряды для выступлений не подлежат стирке. Максимум, что с ними могут сделать – обработать освежителем.
- На протяжении сотен лет женщинам не разрешалось танцевать на публике, поэтому они не могли присоединиться к балету. Первой танцовщицей стала мадемуазель Де Лафонтен. В 1681 году она выступила на сцене Парижской Оперы в спектакле «Триумф любви». Зрителям пришлось по душе изящество и грациозность, с которой женщина исполняла движения, и поэтому сцена стала открытой для других представительниц слабого пола. С появлением Мари Салле и Мари Анн Камарго женщины стали соперничать с мужчинами в технике и мастерстве. Уже в 19 веке балерины практически вытеснили мужчин.
- У артистов балета есть особый лайфхак, который помогает им не поскользнуться во время танца. Они натирают кончики пуантов канифолью. Это вещество также используется музыкантами.
- На изготовление профессиональных пачек уходит 60-90 часов работы. При этом используется около 100 м материала. Не удивительно, что хорошая пачка может стоить 1500 долл.
- Танцоры балета, как и все артисты, очень суеверные. Так, они верят, что большую неудачу приносят свист за кулисами, заглядывание не с той стороны занавеса и даже вязание за кулисами. Худшее преступление – это пожелание танцору «удачи». Чтобы не накликать беды, нужно сказать с точностью до наоборот. Например, танцоры желают друг другу удачи фразой «сломай ногу» или «merde» (по-французски – «дерьмо»).
Если вы хотите подарить любимому исполнителю цветы, то сделайте это после выступления. Дарить цветы артисту до выхода на сцену – это плохая примета.