Монашество как путь к Богу и способ служения ему путем полного отречения от внешнего мира существует не одно тысячелетие. Стремление к уединенной жизни вне общества и отказ от земных благ приводили людей как к полному отшельничеству, так и к образованию сообществ для совместной духовной жизни. Пристанищем для них нередко становились естественные скальные гроты и пещеры, которые впоследствии усовершенствовались руками человека. Многие известные ныне средневековые скальные монастыри расположены в Юго-Восточной Европе, что обусловлено природным рельефом. Каждый из них — не только богатое культовое наследие своего времени, но и неповторимый памятник архитектуры.
Греция — Метеоры
Эти скалы всегда привлекали отшельников. История сохранила сведения о «молельных местах» в горах Фессалии, оборудованных еще до X века. Тогда они представляли собой вымощенные площадки в труднодоступных местах. Иногда молитвенники собирались вместе для исполнения христианских таинств, провести которые в одиночку затруднительно или невозможно. Поначалу для этого использовались церкви в долине, но когда Фессалию захватили турки, спускаться вниз стало небезопасно. Первый горный монастырь объединил 14 человек, которые и начали сроить здесь в XIV в. первые наскальные сооружения. Установленные ими монастырские законы легли в основу современного устава.
Сегодня Метеоры (название дано со слов монахов и означает «парящие в воздухе») — это 6 действующих монастырей из 24, существовавших в период их расцвета в средневековье. Седьмой представляет собой скит, где уже полвека, по словам местных жителей, подвизается один единственный монах-отшельник, который никогда не спускался вниз и не покидал своей кельи.
Ни одно описание не способно передать впечатление, которое это место производит воочию. Когда-то монахов поднимали наверх и спускали вниз братья в специальных сетках, и далеко не всегда благополучно. Сегодня в горах выдолблены ступени и подвешены деревянные лестницы. А сами монастыри перестали быть пристанищем для ищущих уединения людей и буквально превратились в полумонастырь-полумузей.
Черногория — Острог
Сегодня этот словно вросший в скалистую гору старейший монастырь в долине Зета — одна из известнейших достопримечательностей Черногории. А в средневековье здесь располагалась пещера, о которой мало кто знал и которую присмотрели себе для уединения монахи-отшельники.
Среди них подвизался и благочестивый митрополит Захолмский, который впоследствии стал известен как Василий Острожский по названию горы Острог. По легенде, по прошествии немалого времени после кончины митрополита он начал являться во сне одному из местных монахов с просьбой достать его тело из могилы. После нескольких видений просьба была исполнена, и братии явились нетленные мощи, источающие аромат базилика.
Свидетельством святости этого места стали еще два события. Вскоре после того, как преставился старец Василий, на месте его кончины из горной расщелины проросла и чудесным образом выжила виноградная лоза, несмотря на полное несоответствие природного расположения и климатических условий. Она жива и плодоносит по сей день. Второе событие случилось много позже, в 1942 году, когда при налете авиации в стену монастырского храма попал снаряд и просто развалился надвое. Осмотр военных экспертов привел к заключению, что он был в полной исправности, и предотвратить его разрыв могло только чудо.
Молдова — Цыпово
В списке средневековых монастырей юго-восточной Европы, построенных в образованиях горных пород, Успенская обитель близ села Цыпово в Молдове является одной из самых протяженных. Монашеский скит здесь был основан еще создания Молдавского феодального государства, но позднее был расформирован и заброшен. Его новая история началась в 1756 году. Место расположения — отвесная скала практически на берегу Днестра. Снаружи можно увидеть лишь немногочисленные фасады, вся основная инфраструктура скрыта внутри.
За неприступными каменными стенами скрываются храм, 15 монашеских келий, хозяйственные помещения, трапезная и просто уединенные места для молитв. Все они связаны разноуровневыми переходами и выбитыми в камне лестницами. Отдельно выдолблена в горной породе и колокольня, в которой ранее размещалось 4 колокола, самый массивный из которых весил 60 пудов. Для некоторых помещений использовались природные гроты и пещеры, другие были выдолблены или расширены рукой человека.
До наших дней сохранилось три «этажа» с кельями в отвесной стене, которые с берега кажутся не больше птичьих гнезд. Под нижней кельей вырыт тайный колодец для обеспечения монастыря водой на случай осады.
Монастырь имеет значение и как средневековый исторический памятник, и как редкий образец многоуровневого каменного зодчества. В последнее время он все больше привлекает в эти края и приверженцев иных религий и эзотерических течений, поскольку обрел славу «места силы».
Скальные монастыри Болгарии
Несмотря на то что Болгарию трудно назвать горной страной в полном смысле этого слова, именно здесь расположен самый старый средневековый монастырь Европы, известный как Ивановский. Ныне он расположен на территории получившего статус природного Национального парка «Русенски Лом». В скальных породах близ села Иваново было построено несколько храмов с кельямии и подсобными помещениями для монахов, активно селившимися здесь с XIII по XVII века. Единственным действующим из них остается Басарабовская обитель. Чтобы посетить ее, нужно совершить достаточно сложное восхождение, преодолев 48 лестничных пролетов.
Хорошо известен туристам и монастырь Аланджа, расположившийся в 15 км от г. Варна. Его постройка датирована XII веком, а через пять столетий он был покинут монахами и до сегодняшнего дня является необитаемым, но доступным для посещения.
Грузия — Кацхийский Столп
Это место, безусловно, стоит упоминания, хотя не являлся монастырем в полном смысле этого слова. Кто и когда построил церковь и другие строения на вершине отдельно стоящего совершенно отвесного утеса в 40 м высотой, до сих пор неизвестно. История сохранила лишь послание, содержание которого звучит примерно так: «Я большой грешник и я строю здесь два дома — для Господа и для монаха». В ходе исследований археологов было установлено, что скит был обустроен здесь в IX-X вв. Выглядит это место невероятно до неправдоподобности. Верхняя площадка занимает площадь всего в 150 м2.
Для подъема грузов на утес сейчас используется лебедка, для восхождения людей — лестница, в 2007 году наверх даже было проведено электричество. Однако утес необитаем со времен захвата территории Османской империей. Именно с этого времени богослужения в наскальном храме больше не проводились. Рядом с ним на вершине обнаружен склеп с останками трех человек и винный погреб с большими сосудами.
Для туристов данный объект с некоторого времени полностью закрыт. Но теоретически попасть наверх можно либо получив массу согласований в инстанциях, либо используя парашют, хотя таких смельчаков до сих пор не нашлось.