Дорого и богато — первое, что приходит на ум при виде Екатерининского дворца, расположившегося в Царском селе. Его внешняя красота и величие ничуть не уступают и богатой истории, растянувшейся на несколько веков.
От времен Петра до наших дней
Екатерининский дворец в Царском Селе — безоговорочный must hav для посещения всех туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. Величественное здание, поражающее архитектурой еще издалека, поменяло на своем веку множество царственных хозяев. Как, собственно говоря, меняло неоднократно и свой облик с легкой руки российских, немецких и итальянских архитекторов.
А начиналось все со скромного селения, полученного в подарок от Петра Екатериной I. Задумав построить себе загородную дачу, она привлекает к работе немца Иоганна Браунштейна. За период 1717 по 1724 были возведены так называемые «каменные палаты», представлявшие собой ряд двухэтажных зданий без особого пафоса и помпезности.
Расширением царских «угодий» взялась после смерти Екатерины I цесаревна Елизавета. Она развернула в Царском Селе поистине грандиозное строительство, а над воплощением ее амбиций трудились самые именитые по тем временам архитекторы — Земцов, Квасов и, конечно же, гений Растрелли. Через четыре года (1756 год) перед взглядом российских и иностранных вельмож предстал шедевральный дворец, выполненный в стиле Русского барокко.
Эстафету владельцев дворца приняла в 1770 году Екатерина II и, разумеется, начала перестраивать его под свой вкус. Груз ответственности по реконструкции пал на шведского архитектора Чарльза Камерона, по совместительству еще и знатока античной культуры. Обновленные интерьеры отличались строгостью, но вместе с тем смотрелись очень изысканно и утонченно. Благодаря Камерону во дворце появилась Купольная столовая, Лионская гостиная и Китайский зал.
Описание Екатерининского дворца было бы неполным без упоминания Английского парка и Старого сада, а также Камероновой галереи, которая задумывалась императрицей как место для прогулок и философских размышлений. Доработки дворцово-паркового ансамбля проводились вплоть до революции, после которой продолжало существовать уже в качестве музея.
Это интересно
Изюминка любой экскурсии — это всевозможные интересные факты, которые уводят в сторону от скучных цифр и сухого перечисления исторических событий. У каждого дворца есть свои «зацепки», и большой Екатерининский особняк не стал исключением. Познавательно будет узнать, что:
- Понятие сусального золота было придумано не каким-нибудь именитым архитектором или мастером или зодчим, а простым крестьянином из подмосковного села Покровского. Именно он впервые изготовил тонкие золотые листки, равные по толщине с папиросной бумагой. Звали народного умельца Семен Сусальщиков, отсюда и название его изобретения.
- Техника покрытия сусальным золотом активно применяла при отделке наружных интерьеров и экстерьера дворца. В работу ушло более 6 пудов червонного золота или, если перевести на современный счет — порядка 100 килограммов.
- В 1887 году Царское село стало первым городом Европы, где заработала полноценная электростанция. Причем это знаковое событие произошло на 10 лет раньше, чем в самом Петербурге. Улицы освещали 120 фонарей, а непосредственно на территории Екатерининского дворца было установлено 7 фонарных столбов. Дизайном уличных канделябров занимался итальянский архитектор Сильвио Данини.
- Первые автогонки в России были организованы также в Царском селе. Знаменитый автопробег датирован октябрем 1898 года. При Императорском гараже была создана и активно функционировала Императорская школа шоферов, что по тем временам было очень прогрессивным новшеством.
- Екатерининский дворец стал первооткрывателем и по части искусства. Вернее, его «обрамления». Портретный зал, в котором были выставлены парадные картины с изображениями членов императорской семьи и великих княгинь, стал первой картинной галереей в России. Работы итальянских, французских и российских художников по проекту Растрелли украшали золоченную анфиладу залов, придавая интерьеру еще более величественный и царственный вид.
- Если верить статистике, то 90% туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, обязательно берут экскурсию в Царское село. Екатерининский дворец входит в ТОП посещаемых мест Северной столицы, а также находится под охраной ЮНЕСКО. Полюбоваться на дворцовые красоты изъявляют желание более двух миллионов человек в год.
Тайны Янтарной комнаты
История Янтарной комнаты началась еще в 1699 году, когда Андреас Шлюгер, придворный архитектор прусского королевства решил использовать при реставрации дворца в Берлине отделку из янтаря. В качестве исходного «материала» решено было использовать царскую коллекцию янтаря, но оригинальный замысел не был воплощен до конца. Король Пруссии Фридрих I разжаловал архитектора, а янтарный кабинет, будучи единственным готовым предметом из предполагавшегося проекта, был преподнесен в подарок Петру I в 1716 году.
Большой любитель оригинальных вещей, Петр с удовольствием принял дар, который не одну неделю перевозился в Петербург на 18 телегах. Поскольку многие детали конструкции были утеряны в дороге, кабинет так и не был собран, и янтарные панно долгие годы валялись буквально под ногами на задворках Летнего дворца.
Вспомнила о подарке прусского короля уже дочь Петра, императрица Елизавета, решив украсить янтарными картинами один из кабинетов Зимнего Дворца. К делу были подключен Франческо Растрелли, под руководством которого и была создана знаменитая янтарная комната, около 9 лет служившая впоследствии местом для проведения официальных приемов.
Последние правки в дизайн янтарной комнаты внесла Екатерина II уже после переноса ее в Екатерининский дворец. Датой окончательной «доработки» знаменитого шедевра принято считать 1770 год.
Из-за частых сквозняков, влажности и печного отопления янтарь портился, чем доставлял немало хлопот тогдашним реставраторам и художникам. Комната неоднократно проходила «косметический» ремонт, и в 1941 году планировалось провести глобальные реставраторские работы. Помешала война.
Царское село было оккупировано немцами уже в сентябре 1941 года, поэтому вывезти культурные ценности удалось лишь частично. Янтарной комнате повезло меньше всего. Из-за громоздкости и сложности демонтажа ее просто оклеили бумагой и законсервировали. Скрыть сокровища от оккупантов не получилось, и в 1942 году все элементы были отправлены в Восточную Пруссию, где и стали украшением Кенигсбергского замка.
После взятия Кенигсберга оказалось, что янтарная комната исчезла — фашисты снова демонтировали раритет и вывезли его в неизвестном направлении. За более чем 70 лет поисков обрабатывалось множество версий, где могла быть спрятана многострадальная янтарная реликвия: от Южной Америки до полуострова Ютландия в Северном море. Ни одна из них не получила подтверждения, и в конце 70-х годов прошлого века было принято решение о воссоздании янтарной комнаты по эскизам и другим сохранившимся историческим документам.
Грандиозный проект длился более 20 лет и по ориентировочным подсчетам стоит советской казне около 11 миллионов долларов, не считая спонсорской помощи со стороны Германии. В ходе работ вспыли некоторые оригинальные вещи — в частности, флорентийская мозаика и янтарный комод, занимавший в изначальной версии комнаты одно из центровых мест.
Официальное открытие обновленной янтарной комнаты состоялось в 2003 году и было приурочено 300-летию Петербурга. Полюбоваться на изюминку Екатерининского дворца сегодня могут все желающие, а их, судя по толпам туристов, немало.