Человеческая фантазия не знает границ, особенно когда дело касается творчества. И речь сейчас идет не об изобразительном искусстве, музыке, скульптуре или других привычных, отдельно взятых, проявлениях людских талантов, а, скорее, их симбиозе. В необычных театрах мира соединилось воедино все — и безумие современной архитектуры, и мастерство строителей, и дизайнерский креатив, и сила инженерной мысли. Вот только несколько примеров, наиболее удачно демонстрирующих, насколько широким и разноплановым может быть образное мышление и технический подход к делу.
Перфоманс на озере
Водный театр, работающий в рамках Брегенцского фестиваля искусств, впечатляет не только идеей создания, но и эффектными декорациями, которые располагаются прямо на воде. Впрочем, как и сама сцена, вдающаяся далеко в Боденское озеро. Знаменитая театральная площадка каждое лето принимает около 600 тыс. зрителей, специально съезжающихся с разных концов мира, чтобы насладиться игрой актеров и проникнуться уникальной атмосферой, царящей в зале. Фестиваль проводится в австрийском Брегенце с 1946 года, приобретя за это время высокий уровень значимости государственного уровня. Президент страны лично присутствует на открытии, не говоря уже об официальных представителях других европейских стран, сидящих в первом ряду.
Озерная сцена устроена так, что создается иллюзия ее парения над водой, а сама публика размещается на берегу. Помимо театральных постановок, на ней устраивают различные красочные шоу, показывают балетные постановки, оперетты и оперы. Поскольку все действия проходят под открытым небом, погода может вмешиваться в намеченные планы. И тогда спектакли переносят «на завтра» или «послезавтра», но обычно такие форс-мажор случаются не более 2-3 раз за сезон. О качестве технического оснащения можно судить по тому, что настройкой акустической системы занимается сам Вульф Шимер, главный дирижер Венского симфонического оркестра. Певцы поют микрофоны, а звук, выходящий из динамиков, создает ощущение присутствия в концертном зале.
Впечатляет также креатив и масштабность декораций. По объемам они нарочито контрастируют с актерами, как бы «нависая» над ними и превращая их в крохотных лилипутов. Сценический антураж меняется каждые два года, превосходя по необычности и эффектности все предыдущие фантазии декораторов. Это может быть, например, огромная Статуя Свободы, наполовину утонувшая в озере, или огромный человеческий скелет, как будто застывший за чтением книги. Амфитеатр вмещает семь тысяч человек.
Парижские «Пассажиры»
Французский уличный театр «Les Passagers» считается одним из самых опасных в мире. Его создателями являются актриса Кристина Бернард и режиссер Филипп Рью, воплотившие свою необычную идею в 1988 году. В отличие от других театров, здесь нет привычной сцены, занавеса, статичных декораций и прочих атрибутов театральных подмостков.
Зрительный зал также отсутствует, так как каждое представление устраивается в каком-то новом месте. Это могут быть промышленные свалки, городские парки и скверы, мосты, заводские ангары и даже башенные краны. В качестве рабочей атрибутики используются строительные леса, рыбацкие сети, тросы, морские канаты и все то, что позволяет удерживать тело в вертикальном положении. Понятие классического спектакля здесь отсутствует. Тому, что происходит на сцене, трудно дать четкое определение — это смесь разных жанров, начиная от современного танца, пантомимы и циркового искусства и заканчивая спортивной акробатикой и паркуром.
Актерская труппа включает +/- 20 артистов, пришедших в коллектив из музыкальной сферы, танцевальных проектов, видео-арта и т.д. Выступления можно увидеть не только во Франции, но и странах Европы, Азии, Южной Америки и изредка в России. Многие постановки спонсируются на государственном уровне, что еще больше привлекает зрительский интерес. Насладиться бесшабашными выходками артистов можно и в интернете, записи спектаклей регулярно выкладываются в сеть.
Шекспировский «Глобус»
Один из самых старых лондонских театров, расположен на южном берегу реки Темзы. История его создания очень интересна и уходят корнями в шекспировские времена. Двери для первых зрителей была распахнуты в 1599 году, когда Ричард Бербедж, талантливый актер и комедиант, игравший в труппе лорда-камергера, решил организовать собственный театр. Выросший в актерской семье и прекрасно владевший искусством перевоплощения, он так проникся творчеством Шекспира, что не только ставил его пьесы на сцене, но и познакомился лично. Результатом знакомства стало появление театра, права владения которым распределились следующим образом — 50% принадлежало Бербеджу и его брату, 12% Шекспиру, оставшаяся часть разделена между тремя другими актерами.
Своему названию «Глобус» обязан статуе Атланта, стоявшей у входа. Могучий атлет поддерживал своим телом земной шар, называвшийся глобусом. Его окружность опоясывала надпись «Totus mundus agit histrionem», что в переводе с латыни означало «Весь мир лицедействует». Позже фраза вошла в обиход в вариации «Весь мир — театр». Средневековый театр представлял собой площадку круглой формы, окаймленной невысокой стеной, где были установлены места для зрителей. Декорации отсутствовали, вместо них пользовались специальными табличками, на которых описывалось место сцены и время происходившего действия.
Вместимость «Глобуса», по разным источникам, составляла от 1200 до 3000 человек, что для того времени было рекордной цифрой. Зрители, приходившие на спектакли, имели право комментировать со своих мест представления и громко обмениваться замечаниями. От этого в зале всегда стоял гул, и, чтобы услышать слова актеров, нужно было хорошо прислушиваться. Постановки показывались только днем, так как тратиться на факелы собственники не хотели. Здесь «обкатывались» не только все пьесы Шекспира, но и игрались работы других выдающихся драматургов той эпохи.
В 1613 году театр сгорел. Случилось это во время спектакля «Генрих VIII», когда соломенная крыша случайно загорелась от ядра, выпущенного сценической пушкой. Через год здание было восстановлено и активно выполняло свои функции вплоть до 1642 года. Пуританские настроения поставили крест на дальнейшей работе театра, его снесли, а на месте фундамента построили жилой дом. В 1997 году Глобус обрел свою новую жизнь, его восстановили по крупицам сохранившихся чертежей, а также благодаря археологическим раскопкам, в ходе которых был обнаружен фундамент здания.
Третья «версия» театра находится в 200 м от его первоначальной локации и в точности сохранила все очертания своего средневекового оригинала. Та же соломенная крыша, узкие деревянные ряды, выстроенные в три яруса, простые декорации и яркие костюмы актеров, выделяющиеся на фоне тусклых стен. Посетителям при входе выдают дождевики, чтобы они могли спрятаться от непогоды, застигшей их во время представления. В качестве освещения по-прежнему используется только дневной свет, поэтому театральный сезон длится с мая по конец сентября.
Норвежский айсберг
Оперный театр в Осло, распахнувший двери для зрителей в 2008 году, часто сравнивают с огромным ледяным айсбергом. Он настолько необычен по своей архитектуре, что мгновенно вошел в список самых знаковых достопримечательностей не только Норвегии, но и всего мира. Общая площадь грандиозного сооружения составляет 38,5 тыс. кв. м, и со времен постройки Нидаросского храма (1300 г.) более глобальной и масштабной постройки норвежская столица не знала. Снаружи здание отделано мрамором и белым гранитом, в оформлении же внутреннего декора предпочтение отдано натуральному дереву. Центральный зрительный зал рассчитан на 1364 человека, но есть еще и два дополнительных помещения вместимостью 200 и 400 посадочных мест.
Поскольку строительство курировалось на государственном уровне, и большая часть средств инвестировалось из местного бюджета, то, естественно, что весь рабочий процесс осуществлялся под колпаком общественного внимания. На открытии театра лично присутствовала королевская семья Норвегии, королева Дании, а также президент Финляндии. Сами же работы длились 4 года, и что интересно — из выделенных 4,5 млрд. норвежских крон компания-застройщик израсходовала всего лишь 300 млн. крон.
Одной из главных особенностей Национального театра в Осло является его крыша. По задумке архитекторов она создавалась не только для того, чтобы выполнять свои непосредственные функции, но и служить смотровой площадкой для гостей. Суровая, но живописная природа Норвегии должна быть доступной каждому человеку, независимо от того, в каком месте он решил ею полюбоваться — такой девиз проекта. Крыше специально была предана необычная футуристическая форма, чтобы все желающие могли подняться на смотровую площадку и осмотреть столицу с непривычного ракурса. В летние месяцы здесь часто проходят театральные постановки, а зимой склон кровли переходит в распоряжение местных сноубордистов.
Несмотря на ультрасовременный стиль строения, оно прекрасно вписывается в городской ландшафт, не выглядя как-то обособленно или «своевольно». Здание построено прямо на берегу, одной стороной упираясь в землю, а другой держась на сваях уже в воде. Крыша собрана из нескольких десятков плит, имея покатую форму. За счет этого туристы могут беспрепятственно подыматься на самый верх и наслаждаться шикарными природными видами. 15-метровая башня, собранная из витражей, возвышается в центральной части крыши, и через ее можно просматривать нижнее театральное фойе.
Основная сцена театра по форме напоминает подкову. Такой способ оформления позволяет достичь в помещении идеальной акустики. Если поднять голову вверх, то глазам открывается еще одно впечатляющее зрелище — огромная сферическая люстра. При виде на нее создается ощущение, что взгляд упирается прямо в небо, наступило полнолуние, и яркая Луна озаряет своим свечением зрительный зал. Чтобы добиться такого эффекта, дизайнеры придумали конструкцию из нескольких тысяч стеклянных подвесок, выполненных в форме кристаллов, позади которых установлены светодиодные лампы. Диаметр люстры составляет 7 м, а вес — 8,5 т.
Сама же сценическая площадка включает полтора десятка независимых частей, которые могут двигаться в разные стороны, а также подвижной круг диаметром 15 м. Управление осуществляется посредством системы электрических и гидравлических механизмов. Интересно, что при всей своей монументальности и технической сложности рабочий процесс практически автоматизирован и очень прост в эксплуатации. Электричество для обеспечения жизнедеятельности театра вырабатывается солнечными батареями, установленными на фасадной части.
Чтобы туристы могли побольше узнать о внутреннем устройстве театра, для них проводятся специальные экскурсии. Гостей отводят за кулисы, знакомят со всеми техническими секретами, показывают мастерские, где хранится реквизит, и шьются театральные костюмы, а также разрешают «подглядывать» за тем, как проходит постановочный процесс.
Оперный Дальхалла
Небольшой шведский городок Раттвик хорошо знаком любителям фольклора и оперной музыки, а также всем тем, кто интересуется необычными достопримечательностями. Именно здесь, начиная с 1993 года, работает уникальный театр Дальхалла, разместившийся прямо на дне известнякового карьера. Инициатором строительства стала гетерборгская певица Маргарита Деллерфорс, вдохновившая своей идеей местные власти, которые впоследствии и дали добро на спонсирование такого, на первый взгляд, безумного проекта. При пристальном изучении карьера оказалось, что его чашеобразная форма полностью совпадает с размерами классического амфитеатра, имея длину 400 м, ширину — 175 м, глубину — 60 м.
Вплоть до 1990 года здесь велась активная добыча известняка, а само место называлось Драггенгарна. И кто бы мог подумать, что оставшийся в бездействии карьер может принести такую пользу и прославить город не только на всю Швецию, но и по всему миру. Сегодня жители с благодарностью вспоминают энтузиастку, вдохнувшую вторую жизнь в заброшенный и никому не нужный овраг.
Конструкция театра достаточно проста и незатейлива, но это совсем не помешало ему стать одной из самых востребованных театральных и музыкальных площадок Европы. Сцена установлена практически в центре карьера, одной стороной «опираясь» на скалистый берег, другой — огибая чистейшее изумрудное озеро, характерное для меловых и известняковых карьеров. Неподалеку размещены зрительные ряды, прямо под открытым небом. В дождливую погоду посетителям выдают дождевики, так как навесов по задумке архитекторов проект не предусматривал.
Помимо своего оригинального местоположения, Дальхалла славится еще и оглушительной акустикой. Создать идеальный звук, без эха и прочих помех, помогает натуральный камень, нависающий на театр со всех сторон. Недаром в рейтинге лучших оперных амфитеатров он занимает четвертую строчку. Помимо классики, на сцене выступают современные рок-группы, электронные диджеи, звучит инструментальная музыка. Посмотреть на архитектурное чудо, так прекрасно вписавшееся в естественный природный ландшафт, приезжают тысячи туристов, не говоря уже о местных жителях-меломанах — для них Дальхалл стал настоящей отдушиной для культурного времяпрепровождения.
Необычные театры России
Россия не отстает по части театрального креатива от своих зарубежных коллег. Большинство новых идей «оседает» именно в Москве, что неудивительно — столица богата на талантливых людей.
- «Театр простодушных». Проект уникален тем, что весь актерский состав труппы — люди с синдромом Дауна. Искренние, добродушные, тонко чувствующие и умеющие передать душой свои эмоции, они выглядят на сцене настолько выразительно и по-настоящему, что ни один зритель не уходит со спектаклей равнодушным. Простые и незамысловатые истории проигрываются так правдиво, что заставляют задуматься о, казалось бы, обыденных вещах по-новому, совершенно с другой точки зрения. Театр уже давно называют социально-культурным феноменом России, и это при том, что собственного помещения у коллектива нет. Представления проходят на разных сценических площадках, как столичных, так и на периферии.
- «Прозрачный мир». Что общего у классического балета и синхронного плаванья? На первый взгляд, абсолютно разные направления творчества. И так было до тех пор, пока в Москве не появился первый в мире подводный театр. Событие состоялось в 2004 году, и по сей день представления проводятся в спорткомплексе «Олимпийский». Все актеры, участвующие в шоу, являются профессиональными спортсменами. Постановки можно с уверенностью назвать экстремальными, настолько неординарными, а, порой, и реально опасными выглядят трюки, исполняемые бесстрашными артистами. Добавляет зрелищности и особая система освещения, благодаря которой создается эффект парения актеров в воде. Спектакли начинаются в полной темноте, затем подается боковой и фронтальный свет, за счет чего в «аквариуме» создаются необычные сюжетные картины.
- «Театр на ходулях». Был создан в 2001 году, основное время базируется в Евпатории. Молодой коллектив энтузиастов состоит из девушек и юношей, увлеченных общим интересом — ходить на ходулях. И не просто ходить, а устраивать «длинноногие» театральные представления, поражая зрителей своим умением держать баланс и показывать чудеса эквилибристики. В качестве рабочего инструмента используются ходули высотой 1,2 м и 2,2 м. Артисты много гастролируют не только по России, но и за рубежом. Желанные гости на различных фестивалях, конкурсах, концертных шоу и прочих развлекательных мероприятиях.
- «Театр мимики и жеста». То, что можно чувствовать себя полноценным физически и морально, приносить пользу обществу и быть признанным в творчестве, даже имея на руках неутешительный медицинский диагноз, почти ежедневно доказывают актеры единственного в России театра для глухих актеров. Впрочем, в мировой практике это тоже пока единственный эксперимент, увенчавшийся безоговорочным успехом. Проект существует с 1963 года. Его главный козырь — умение артистов передать языком жестов и мимики чувства и эмоции таким образом, чтобы донести смысл даже тем, кто его не понимает. Конечно, безмолвная речь актеров дублируется специальными дикторами-синхронистами, но в большинстве случаев в этом нет никакой необходимости — все происходящее на сцене понятно и без слов. На сегодняшний день в репертуар театра ориентирован в основном на детскую зрительскую аудиторию.
- «Театр теней». Искусство создания живых образов с помощью игры света и тени впервые было отточено в Китае. Женщинам не разрешалось посещать живые представления, поэтому в качестве альтернативы они стали ходить в театры теней. Впоследствии сценическое искусство распространилось и на другие страны Азии, а уже в двадцатом веке его активно начали практиковать и на территории Европы. В России первый театр теней был основан в 1944 году художницей Екатериной Зонненштраль. За долгое время своего существования он претерпел множество изменений, как в плане сюжетной подачи, так и технического оснащения. Сегодня на сцене установлен большой экран, на который с помощью специального осветительного оборудования проецируются тени от марионеток, управляемых искусными кукловодами. Столичный театр специализируется на детских постановках, однако время от времени создаются спектакли и для взрослых.