Во все эпохи существовали гении, опережавшие своё время и создававшие архитектурные шедевры, словно «позаимствованные» у далёкого будущего. Достаточно вспомнить знаменитого каталонца Антонио Гауди, чьи фантастические творения служат визитной карточкой Барселоны, Франка Ллойда Райта с его «Домом над водопадом» или Ле Корбюзье. Глядя на самые необычные строения мира в XXI веке, трудно вообще поверить в их реальность.
Тем не менее, футуристические здания, далёкие от привычных канонов и представлений, построены. Более того, они прекрасно функционируют, наглядно демонстрируя, на что способны высокие технологии современности. Остаётся лишь восхищаться мастерами, воплотившими креативные идеи в стали, стекле и бетоне.
Кунстхаус – «дружественный инопланетянин»
В историческом центре австрийского города Грац, прямо среди старинных домов с черепичными кровлями, уютно расположился загадочный представитель внеземной цивилизации. Наставив многочисленные рожки-антенны, он как будто чутко прислушивается к тому, что происходит вокруг. Несмотря на диковинный вид, создание явно настроено позитивно по отношению к местным жителям – в Граце его так и называют: «дружественный инопланетянин».
На самом деле объект имеет вполне земное происхождение – это арт-галерея Кунстхаус, построенная в 2003 году. Авторы проекта, лондонские архитекторы Колин Фурнье и Питер Кук смогли создать очень выразительный дизайн при минимуме затраченных средств. Здание в популярном сегодня стиле «блоб», выполнено из монолитного железобетона с облицовкой голубыми пластиковыми панелями.
Главный фасад, площадью 900 м² украшает светящаяся медиа-инсталляция, элементы которой меняют рисунок в заданной компьютером последовательности. Таким образом, создаётся эффект «живого» общения объекта с окружающей средой.
В 2013 году Кунстхаус занял 10-е место в рейтинге самых причудливых зданий Европы по версии CNN.
Торговый центр «Булл-ринг»
Ещё одна постройка в стиле «блоб» – достопримечательность английского города Бирмингем. Любопытно, что она тоже появилась в 2003 году и даже внешне немного напоминает «дружественного инопланетянина». Аморфная структура торгового центра «Булл-ринг» мягко огибает площадь Святого Мартина, мирно соседствуя с культовым универмагом «Селфридж», выполненным в лучших традициях классической архитектуры.
Концепция «Булл-ринга» разработана международным бюро Benoy, создавшим немало люксовых зданий в Европе, Арабских Эмиратах, Индии, Сингапуре и Гонконге. Помимо оригинальной формы, магазин прославился гигантской стеклянной крышей, перекрывающей атриум, площадью 7000 м², а также облицовкой фасада, состоящей из 15 000 круглых алюминиевых пластин.
Идея креативного дизайна позаимствована у Пако Рабанна, в 1964 году предложившего публике пластиковое платье, украшенное, словно кольчуга, металлическими дисками.
Яркой деталью постройки является 37-метровый изогнутый мост из поликарбоната, который протянут над пешеходной улицей и соединяет торговые залы с многоэтажной автостоянкой. Сверхсовременный «Булл-ринг» отлично вписался в неоднородную застройку фешенебельного коммерческого района, «примирив» здания разных эпох и стилей.
Футуристические «Сады у залива»
Сооружения, о которых пойдёт речь сейчас, нельзя назвать архитектурными объектами в полном смысле слова. Но они всё равно заслуживают упоминания за свой уникальный дизайн с применением «зелёных» технологий.
Парковый комплекс на берегу залива Марина Бэй, в самом центре Сингапура известен футуристическими оранжереями, получившими название «Роща сверхдеревьев». Их высота составляет от 25 до 50 м. Конструкции из металла и бетона и впрямь напоминающие исполинские деревья, стали приютом для экзотических лиановидных растений, орхидей, папоротников и других не менее прекрасных представителей тропической флоры.
Это своего рода вертикальный сад, причём не только декоративный, но и функциональный. «Деревья» оснащены фотоэлементами, аккумулирующими солнечную энергию для ночного освещения парка и работы некоторых обслуживающих механизмов. Здесь же установлены накопители дождевой воды, которая затем поступает в фонтаны и оросительные системы оранжерей.
«Стволы» древовидных конструкций входят в общую вытяжную систему, обеспечивая приток воздуха для всех теплиц комплекса. Два самых массивных из них соединены воздушной туристической тропой, позволяющей любоваться комплексом с высоты птичьего полёта.
«Роща сверхдеревьев» – лишь часть грандиозного парка, который создан в рамках правительственной программы по превращению Сингапура в «Город среди садов». Зелёная зона уже стала национальным символом и местом паломничества туристов.
«Баббл Хаус» Пьера Кардена
Величайший кутюрье – главный революционер современной моды и жильё выбрал себе под стать. Его «пузырчатый дом» в Каннах, построенный в 80-х годах прошлого века до сих пор выглядит инновацией. Строение – прекрасный образец бионической архитектуры, заимствующей формы и конструкции у самой природы.
Целый комплекс перетекающих друг в друга шаров напоминает мыльную пену, однако лопаться и растворяться в воздухе отнюдь не эфемерное сооружение из железобетона не спешит. Дом прочно стоит на основании из базальта Юрского периода и способно выдержать не одно землетрясение, которое может случиться в этих краях.
«Баббл Хаус» создал архитектор Антти Ловаг при активном содействии его нынешнего владельца. Площадь строения составляет 1200 м². А вся летняя резиденция, включая расположенную перед главным фасадом систему бассейнов, амфитеатр на 500 мест и дубовую рощу занимает территорию в 8500 м². Карден заплатил за неё 50 млн. франков и назвал «настоящим оазисом для души».
Внутренне убранство дома не менее интересно, чем внешний облик. Многие решения придутся по душе современным поклонникам эко-жилья. Например, окна расположены таким образом, что солнце освещает комнаты до позднего вечера, позволяя экономить электричество.
Соседи мэтра поначалу были возмущены попирающими всякие архитектурные традиции «Баббл Хаусом». И даже публично требовали разрушить авангардную постройку. Однако время расставило всё по своим местам и сегодня бионическое жильё Кардена стало не только меккой для туристов, но и местом проведения многих важных мероприятий в области шоу-бизнеса.
«Огуречный» небоскрёб Мэри-Экс
Если «пузырчатый дом» Кардена шокировал современников, то построенная 24 года спустя «высотка» Норманна Фостера в Лондоне, тоже основанная на бионических принципах, была принята с восторгом. 40-этажное здание, высотой 180 м состоит из несущего каркаса и сигарообразной сетчатой оболочки со сплошным остеклением.
Небоскрёб имеет статус первой экологичной высотной постройки, поскольку при его обслуживании используются передовые энергосберегающие технологии. Среди них фасадные панели с вертикальным озеленением Core Hydraulic Integrated Arboury, позволяющие улучшить микроклимат помещений, сберечь тепло, получать энергию за счёт процессов фотосинтеза и эффективно защищаться от солнечных лучей.
Открытый в 2004 году небоскрёб почти сразу же попал в топ необычных зданий мира и был признан «самой восхитительной новостройкой» по версии издания BD World Architecture 200. На верхнем этаже «огурца» размещается ресторан с панорамным видом на Лондон. Большинство офисных помещений занято швейцарской перестраховочной компанией Swiss Reinsurancе.
Пекинский оперный театр
Полное название этого чуда современной архитектуры, стоящего посреди водоёма в самом центре Пекина – Национальный центр исполнительских искусств. Однако чаще его называют просто «яйцом». Действительно, гигантский купол из стекла и титана, отражающийся в спокойной воде, имеет легко узнаваемую эллипсоидную форму.
Футуристическую постройку можно охарактеризовать одним словом – «самая». И продолжить: большая, необычная, технически совершенная и… провокационная. Эпатажные чудеса начинаются уже на входе. Он расположен под водой на глубине 8 м. Проходя через стеклянный 60-метровый тоннель и любуясь необычными видами, посетители могут медитировать и готовиться к восприятию театрального действа.
Площадь пекинской оперы 150 тыс. м² – пока в мире нет второго театра такой величины, максимальная высота 46 м. Одновременно в трёх залах здесь могут разместиться 5500 зрителей.
Сегодня пекинцы гордятся футуристической постройкой, созданной по проекту французского архитектора Поля Андрё, а в 2007 году, едва открывшись, театр вызвал множество дебатов. Огромные расходы на его строительство и внешний вид, противоречивший историческому окружению, были не по душе горожанам. Но с каждым годом сторонников у новой оперы становится всё больше.
Церковь туфли Золушки
Строение с таким необычным названием появилось в 2016 году в городе Цзяи на юго-западном побережье Тайваня. Оно относительно небольшое – 16,5 м в высоту и 11 м в ширину, но выглядит очень впечатляюще. 320 изящных треугольников из голубого стекла, сложены в конструкцию, очень напоминающую хрустальный башмачок какой-нибудь гигантской Золушки, которая потеряла его, убегая с бала.
Как уверяют создатели монументальной обуви, никакого отношения к культовым зданиям их объект не имеет. Его главная задача – привлекать туристов, служить фоном для свадебных фотоссесий, а также романтическим местом встречи влюблённых пар.
Образ туфельки на высоком каблуке выбран отнюдь не случайно. История, вдохновившая дизайнеров, не только романтическая, но и трагическая. В 1960-х годах местная девушка по имени Ванга готовилась к свадьбе, но из-за развившейся гангрены, ей пришлось ампутировать ноги. Несчастная осталась незамужней и жила при местной церкви.
Случай Ванги – не единственный. В то время многие тайваньские женщины пострадали от аналогичного заболевания, приводившего их к инвалидности. О красивой свадьбе и обуви этим страдалицам приходилось только мечтать. Романтическая «Церковь туфли Золушки» создана, в том числе, и чтобы почтить их память.
Идеальный дворец Шеваля
Потрясающее сооружение, напоминающее древние индийские храмы, появилось в 1912 году, благодаря более чем 30-летнему труду простого сельского почтальона из Франции. Жозеф Фердинанд Шеваль – житель небольшого городка Отрив, ежедневно разносил письма и газеты, а по пути собирал необычные камни, которые чем-то привлекали его внимание. И каждый раз, возвращаясь с работы, привозил в садовой тачке фрагменты своего будущего архитектурного шедевра.
Возведённый руками мастера-самоучки дворец, стоивший своему создателю титанических усилий, получил мировое признание. О нём писали такие видные современники Шеваля, как Пабло Пикассо и Андре Бретон, его воспевали сюрреалисты, на него равнялись скульпторы течения «Ар брют».
Дом-дворец Шеваля представляет собой 3-этажное здание, которое большинство туристов обходит всего за час. Но любоваться этим уникальным творением можно бесконечно.
«Сумасшедший дом» Ханг Нга
В противовес дворцу Шеваля, дом-отель, созданный вьетнамской импрессионисткой Дат Вьенг Нга не вызывает однозначного восхищения. Чтобы проникнуться его атмосферой и не потерять разум от созерцания причудливых форм – то ли ветвей деревьев, то ли скальных гротов, потребуется время.
Однако поклонников у странного шедевра с говорящим названием немало. Он вошёл в топ-10 необычных и творческих зданий мира, ежегодно привлекая сотни туристов из разных стран. Благодаря взрывной фантазии Вьенг Нга, популярный курорт Далат, где находится «сумасшедшая» гостиница, пополнился ещё одной яркой достопримечательностью.
Когда в 1990 году, художница только начинала строительство будущего шедевра, она вдохновлялась творчеством великого Гауди. Конечно, её отель мало похож на неповторимую архитектуру каталонца, но по-своему прекрасен и привлекателен.