Как называется бой с быками, знают все — коррида. Одни считают зрелище верхом жестокости и аморальности, другие воспринимают все с позиции шоу, не особо озадачиваясь судьбой убитых животных. Для самих же испанцев тореадор с красной тряпкой на ринге — это часть культуры и истории их страны.
Хотя, если говорить откровенно, отношение к корриде в Испании за последнюю пару десятилетий заметно изменилось. Во многом под влиянием различных международных организаций «зеленого» формата и общей политики Евросоюза, выступающей против подобных мероприятий. Сказывается и изменение мышления современной молодежи, которая либо равнодушно «проходит» мимо боев с быками либо выступает в роли порицателя.
Как бы то ни было, отказаться полностью от корриды испанцы пока не спешат. Зачем упускать возможность пощекотать себе нервы, сидя на трибуне в окружении толпы себе подобных, заряженных адреналином? Да и доход в казну страны от туристов, желающих также поучаствовать в зрелищном действе, достаточно велик.
Немного истории
Корни корриды уходят вглубь тысячелетий, во времена, когда Пиренейский полуостров населяли полудикие племена иберов. В их среде бык воспринимался как священное животное, и просто так убить его не разрешалось. А вот если все «обыграть» с религиозным подтекстом, то здесь уже предоставлялась полная свобода действий.
Так родилась традиция жертвоприношения богам, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки, найденные археологами в этом регионе. Бык умерщвлялся в ходе поединка, участвовать в котором могли только физически активные и хорошо натренированные мужчины племени. Причем право заколоть животное имели только жрецы.
Со временем религиозный смысл был утерян, но сама традиция осталась. В период правления арабов испанские бои с быками служили способом военной подготовки. Мужчины учились развивать быстроту реакции, координацию движений и получали отличную силовую практику.
К началу 17 века коррида стала популярным видом развлечения среди высшего общества. Немного изменился и формат ведения боев, трансформировавшись в своеобразные рыцарские турниры. На ринг выходили уже не пешие воины, а конные наездники.
В рамках и за рамками закона
Уже в 16 веку коррида перешла в разряд самых главных развлечений Испании и была обязательным условием всех крупных праздников и прочих официальных мероприятий страны. В Мадриде бои устраивались на центральной площади Пласа-Майор — основной «концертной» площадке города, где проходили и церемонии коронации и обряды сожжения ведьм и еретиков.
Приблизительно в тот же период Папа Римский Пий Пятый издал указ о запрещении корриды под страхом казни и посмертном отлучении от церкви не только самих тореадоров, но и членов их семей. Отказаться от столь сурового законодательного акта заставил понтифика испанский король Филипп II, сумевший привести доводы в пользу существования давней традиции. Аргументировал свою речь он тем, что представил корриду не пустым развлечением, а способом тренировки силы, мужества и выносливости рыцарей.
Следующий правитель, Филипп V, оказался не таким любителем варварских зрелищ, как его предшественники, и бои с быками все-таки запретил. Запрет действовал вплоть до VIII века, но потом постепенно древняя традиция возродилась, хотя и с существенными изменениями. Теперь коррида ее зрителями и участниками стали представители низшего социального сословия, иными словами — простой народ. И с конного «разряда» она опять перешла в пешие ряды, ибо денег на содержание и лошадей и сопутствующую амуницию у бедняков не было.
Новые времена — новые правила
За период 19-20 вв. были выработаны правила проведения корриды, которых практически полностью придерживаются тореадоры и в нынешние дни. Сегодня это красочный спектакль, проигрываемый по определенному сценарию, где от «укротителей» быков требуются не только профессиональные навыки владения оружием и собственным телом, но и хорошие артистические данные.
У каждого участница бойцовского шоу есть своя роль, регламентированная уставом. Кроме матадоров, к которым приковано внимание зрителей, на арене работает большой дополнительный штат сотрудников. Они помогают контролировать ситуацию в процессе поединка, чтобы минимизировать возможность возникновения непредвиденных форс-мажоров.
Само действо разделено на три части или терции: пик, бандерилий и смерти. Обязательным моментом боя является так называемая сцена посвящения. Перейдя в терцию смерти, тореро получает орудие убийства. Зажав его в левой руке, он демонстративно подходит к человеку, в честь которого проводился поединок, и снимает шляпу, беря ее правой рукой. После произнесенной посвятительной речи матадор бросает головной убор через свое плечо прямо себе под ноги.
Судьба убитого быка
Согласно правилам, бык должен быть заколот в третьей (последней) терции не более чем через 10 минут после ее начала. Если тореадор не смог справиться с задачей, ему выносится первое предупреждение, а затем по прошествии 3-х минут следующее. Если умертвить быка все-таки не удается, то животное уводится за пределы арены и там закалывается либо оставляется на следующую корриду. Такой финал — позор для любого тореро, ставящий под сомнение его дальнейшую карьеру.
Сама процедура убийства тоже проводится по установленному регламенту. Матадор должен всегда стоять лицом к быку, чтобы иметь возможность ввести шпагу прямо в сердце, проведя ее между передними ребрами. Только в таком случае животное умрет быстро, не мучаясь.
Интересно, что первый «трофей» всегда посвящается кому-нибудь из высокопоставленных городских властей — например, мэру или его ближайшим помощникам.
Туша быка отправляется в разделочный цех, где над ней «работают» профессиональные мясники. Далее, мясо развозится по ресторанам, специализирующимся на туристах. Особыми вкусовыми качествами оно похвастаться не может, и об этом прекрасно осведомлены местные жители. Все дело в том, что для корриды выращиваются быки определенной породы, ориентированной именно для участия в боях, а не с целью последующего убоя.
Если говорить о характере, то животные «воины» обладают взрывным темпераментом. Из-за повышенной агрессивности они предпочитают не тактику обороны, а наоборот — готовы ввязываться в конфликт с человеком при каждом удобном и неудобном случае. Хитрость в них даже не заложена на генетическом уровне, поэтому нападают они всегда в лоб, всегда идя только вперед.
Тяжела судьба тореро
Со стороны правила корриды выглядят достаточно странно и запутанно. Не менее оригинальна и сама философия проведения боев. С одной стороны, конечная цель проводимого зрелища — максимальное истязание и убийство быка. С другой стороны, матадор должен относится к противнику как к равносильному партнеру, уважая его мужество и силу. Если же он будет замечен в каких-то действиях, унижающих честь и достоинство быка, то такие вольности могут обернуться даже дисквалификацией и полной потерей работы.
Несмотря на кажущуюся легкость и показательность сражения, стать профессиональным тореро очень сложно. Как и в любом спорте, все начинается с детства. Будущие матадоры учатся в специализированных школах, начиная с 9-12 летнего возраста, и впервые выходят на арену в 18-20 лет.
Карьера может длиться до 20 лет, но только максимум 5-7 сезонов мастер может выступать в качестве «звезды». На пятки наступают молодые, более артистичные и физически выносливые тореадоры, плюс ко всему — многие просто не могут полностью восстановиться от полученных травм. На счету каждого профессионала за время «работы» числится в среднем до 20 серьезных увечий, обычно наносимых рогами быка в область паха и мошонки, грудную клетку, брюшную полость и голову.
По данным статистики в Испании за период XIX-XX веков в смертный список попали более 60 матадоров и порядка 350 человек обслуживающего персонала, работающего на арене. В честь погибшим в Мадриде установлен ряд памятников.
Заблуждения и исключения из правил
Мало кто знает, но женщинам также разрешается принимать участие в корриде. Они мастерски владеют шпагой и искусством дрессировки быков наравне с мужчинами, производя фурор на аренах Испании на протяжении уже не одного века.
Еще один интересный факт, приводящий в удивление — это то, что бык необязательно должен быть умерщвлён. Например, правила современной португальской корриды вообще не предполагают факта убийства. В испанском «уставе» есть пункт, что если бык показал себя в бою предельно смело и мужественно, то ему может быть дарована жизнь. Решение о прощении рогатого бойца принимается председателем корриды, а в качестве арбитра выступает сама публика.
Другой вариант развития событий — это когда бык все-таки убит, и происходит оценка матадора, опять же зрителями. Предусмотрено три степени классификации его работы, и все они выражаются определенными «призами». Если бой был признан удовлетворительным, тореро получает в качестве трофея ухо убитого быка. В случае бурного восторга публики ему присуждается уже два уха, а если трибуны скандируют стоя, то победитель награждается еще и хвостом животного.
Вариации на тему корриды
Пощекотать себе нервы можно не только, оказавшись в числе зрителей корриды. Ежегодно с 7 по 14 июля в испанском городе Пампелоне проходят так называемые бычьи забеги. Суть развлечения заключается в следующем. Ранним утром быки выпускаются из своих загонов прямо на городские улицы. Дистанция пробега занимает в общей сложности около километра, петляя по узким извилистым переулкам.
Все желающие могут присоединиться к компании животных, которые выходят на старт уже в достаточно взвинченном состоянии. Задача смельчаков — попытаться увернуться от агрессивных быков, не упав на землю и не покалечившись от их атаки. Остаться живым и невредимым удается не всем, и если верить статистике, то начиная с 1925 года, в число смертников попало около полутора десятка бегунов.
Прогон быков по улицам или как его называют местные жители «энсьеро» изначально был одним из составляющих звеньев корриды. Животных специально гнали через город на арену, чтобы они по дороге уже «подхватили» соответствующее настроение и прибыли на место боя в возбужденном состоянии. Немало радости доставляла картина беснующихся быков и уличным зевакам, которые проверяли себя на смелость на глазах остальных горожан.