Хотя в последнее время общество стало реже посещать театр, он все равно остается в списке самых популярных видов развлечений. На протяжении веков он объединяет нас посредством искусства и дарит незабываемые эмоции: радость, веселье, восхищение, тревогу, скорбь – на представлении можно прожить целую жизнь. Факты о театре тоже будут не менее интересными, так как этот вид искусства перенес очень много за свою историю!
Зарождение театрального искусства
Можно сказать, что театр существует с начала формирования общества. К самым древним представлениям относят племенные танцы и религиозные ритуалы, в которых рассказывали истории про богов и мифических героев. Такая своеобразная форма искусства насчитывает более 10 тыс. лет.
Например, в Индии к 8 веку до н.э. были широко развиты драматические танцевальные шоу, в которых показывалось, как боги сражались с демонами. Согласно индуистским священным книгам, сам бог Брахма попросил людей воспроизвести его битву для собственного развлечения.
Однако, если говорить о пьесах в том виде, в котором мы их знаем сегодня, то они берут начало в 500 году до н. э. в Греции. Само слово «театр» происходит от греческого «Theatron», что означает «место для созерцания». Когда и каким образом произошел переход от религиозных ритуалов к драме, в которой проводится четкое различие между активными участниками и пассивными наблюдателями, до конца не известно.
Судя по историческим записям, самые первые древнегреческие спектакли проводили на рыночной площади странствующие актеры. В 500 г. до н.э. уже исполнялись организованные выступления на открытом воздухе в больших полукруглых амфитеатрах, окруженных рядами многоуровневых каменных сидений. Такая форма создавала хорошую акустику и превосходный обзор для зрителей.
Самые известные древнегреческие драматурги – это Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Интересно, что некоторые из их произведений, которым уже 3000 лет, исполняются до сих пор. Именно греки разделили пьесы на два вида: трагедия и комедия. Это разделение все еще используется сегодня.
Театральные демонстрации уже в то время были достаточно впечатляющими. Греки использовали механические устройства, такие как открывающиеся люки и подъемные краны, которые подымали артистов вверх. Представление сопровождалось хоровым пением. Хор помогал зрителям понять тему пьесы, а также подсказывал как нужно реагировать на ту или иную ситуацию. Со временем хор был упразднен и заменен оркестром.
Интересный факт: зрители бросали еду и камни на сцену, если считали, что игра актеров недостаточно хороша.
Древнегреческие лицедеи носили маски и парики, причем маски могли одеваться полностью на голову человека, как шлем. Изготавливали такие конструкции из ткани, укрепленной гипсом. С помощью этих «шлемов» актер полностью скрывал свое лицо, и зрители не думали о нем, а сосредотачивались на самом персонаже.
Первоначально декорации состояли из временного деревянного каркаса и подвижных экранов, сделанных из высушенных шкур животных, на которых изображали рисунок, подходящий к конкретной сцене.
В древнем Риме
Существенное различие между римским и греческим театром состояло в том, что греки не зацикливались на религии. Несмотря на то, что спектакли были технически связаны с фестивалями в честь богов, зрители отправились на них для развлечения.
В 4-3 веке до н.э. под вдохновением эллинистических колонистов, римляне начали строить каменные крытые театральные здания, которые давали возможность использовать новые декорации и сложные механизмы. В некоторых залах для обозначения начала и конца спектакля стали использовать занавес.
В период Римской империи для поддержания престижа государства требовалось, чтобы во всех важных городах были театры или амфитеатры. Поэтому с того времени сохранилось много таких зданий. Самый хорошо сохранившийся римский театр, построенный примерно в 170 году н.э., находится в Аспендосе в современной Турции.
Вы когда-нибудь задумывались, почему нам нравится смотреть драмы? Аристотель считал, что зритель разделяет грусть и страх персонажей, на которых он смотрит, а в конце спектакля чувствует эмоциональное облегчение и образное очищение — душа облагораживается посредством искусства. Этот процесс был назван катарсисом.
Драма в Средние века
За 1000 лет театр распространился по всему миру, несмотря на то, что церковь долгое время пыталась запретить его. Примерно с 300 года н.э. церковные власти пытались отговорить христиан от посещения постановок, а в 401 году 5 Карфагенский совет постановил отлучать от церкви всех, кто ходил на спектакли в святые дни. Актеры не допускались до церковных таинств, и этот указ действовал во многих местах вплоть до 18-го столетия. Причина таких действий крылась в том, что в пантомимах нередко высмеивали духовенство.
Потом сама католическая церковь начала использовать спектакли, как способ познакомить необразованных прихожан с библейскими историями. Служители церкви также ставили так называемые «Чудесные пьесы», которые изображали жизнь святых, и поучающие сценки о нравственности.
Постепенно исполнение литургической драмы снова перешло из рук духовенства в руки мирян. Все больше светских интерлюдий проникало в спектакли, пока драмы полностью не вышли из здания церкви на общественную площадь. При дворах процветал другой вид театральной деятельности. Это были частично импровизированные выступления, основанные на средневековой любви к турнирам с акцентом на зрелище. Данный вид развлечений приобрел популярность во всей Европе, достигнув кульминации в 16 веке.
Елизаветинская драма
В Средневековье постановки, в основном, ставили бродячие артисты, которые путешествовали из города в город на телегах в поисках зрителей. Актерство не было высокооплачиваемой или уважаемой профессией, а ходить на показы даже было «не модно». Но в конце 16 столетия все поменялось. Театральное искусство вышло на новый уровень, и странствующие артисты начали выступать в стационарных зданиях.
Это период называется Елизаветинская драма, так как он начался с прихода к власти королевы Елизаветы I. Она была активным сторонником театра, что вызвало всплеск его популярности. Во время ее правления драматурги смогли зарабатывать на жизнь, получив королевское покровительство. При дворе часто устраивали выступления, а на окраинах Лондона было построено много общественных залов.
До 1660 года женщинам не разрешалось выступать на сцене, поэтому актеры-мужчины играли женских персонажей. Печально, но многие театралы умерли от отравления свинцом, который содержался в гриме.
Театральный зал стал излюбленным местом посещения для людей разных возрастов. Школьники прогуливали уроки, а работники не являлись на работу, лишь бы посмотреть спектакль. Интересно, что это было живое событие – во время показа зрители могли обсуждать игру актеров, кричать и даже бросать вещи (например, гнилые продукты).
Эпоха Елизаветы подарила миру много выдающихся драматургов, в том числе Уильяма Шекспира, Бена Джонсона и Кристофера Марло. На сцене любили освещать героические темы, в центре которых находилась «великая личность, загубившая себя собственной страстью и амбициями». Также популярностью пользовались комедии, которые высмеивали пижонство и галантность общества.
Во времена Шекспира авторских прав не существовало. Конкурирующие компании отправляли своих людей на спектакли к своим соперникам, чтобы создавать несанкционированные копии произведений.
В 16 веке в пьесах часто использовались акробатические трюки, музыкальное сопровождение, а также «спецэффекты» с фейерверками и даже настоящими пушками. Помимо того, в зале подавали еду и напитки.
Интересные факты о российском театре
Еще в 10 столетии на территории России были распространены странствующие актеры, называемые скоморохами. Они выступали в небольших городах и деревнях, по большей степени специализируясь на комедиях, кукольных театрах и выступлениях с дрессированными животными. В период раннего Средневековья, скоморохи, также, как их «коллеги» из Западной Европы, стали жертвами церковных нападок.
Однако, языческие традиции, которые скоморохи сохранили в своих баснях, настолько укоренились среди народа, что даже Православной Церкви было трудно вытеснить их. Поэтому в 16 веке в качестве альтернативы церковь решила ставить библейские сценки, а языческие традиции были окончательно уничтожены в конце 17 века.
Лишь в 1672 году состоялся показ первой публичной пьесы в Москве. В царской резиденции был построен специальный театр. Царь Алексей был так взволнован, что просидел все представление, которое длилось 10 часов, а потом заплатил за основание театральной школы.
Русские дворяне основывали свои собственные театральные, оперные и балетные труппы из крепостных. Владельцы иногда арендовали свои труппы для публичных выступлений, и это продолжалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
В 1702 году Петр Первый распорядился построить общественный театр на Красной площади. Он был относительно большим для своего времени – его вместимость составляла несколько сотен человек. Наконец, в 1720 году англичанин по имени Майкл Меддокс основал Петровский театр в Москве. С этого момента театральная культура начинает распространяться по всей России.
Первые известные шедевры русского творчества принадлежат драматургам Грибоедову, Гоголю и Николаю Островскому. Их произведения вдохновили новое поколение театралов, создав основу для развития жанра в 19 веке.
После становления Советского Союза все виды искусства были ограничены, а на сцене могли показывать только те спектакли, которые прославляют коммунизм. В результате творчество было подавлено. Несмотря на это, за 15 лет родились такие великие драматурги, как Михаил Булгаков, В. Вишневский, В. Иванов и Н. Погодин. Это удерживало русскую театральную культуру от полного исчезновения, поэтому после распада Союза она снова возродилась.
Интересный факт: в 1918 году Владимир Ленин настоял на сносе Большого театра. Он сказал, что опера – это дорогое, буржуазное искусство, а актеры слишком высокомерны и хотят только денег. Благо, что Иосиф Сталин и Анатолий Луначарский изменили мнение Ленина.
Азиатское искусство
Театр на Востоке развивался своим чередом, независимо от Западных стран. Поэтому он имеет много отличий и заслуживает отдельного внимания.
Индия
Индийский театр является старейшим в Азии. Как говорилось ранее, религиозные представления были распространены среди индусов уже в 8 веке до н.э. Спустя 400 лет была написана кодификация или постановки танца. В ней перечислены костюмы, грим, жесты, положения тела, и даже запретные сюжеты. Это самый полный документ сценического искусства в истории.
В индийском танце нет декораций. Классическая индийская драма включает такие элементы, как поэзия, музыка и танец, причем звучание слов обладает большим значением, чем действие или повествование.
Индийский театр – это интересное зрелище, но для западных людей азиатские драмы обычно являются тяжелыми для понимания, так как у них принято использовать много сравнений и метафор.
Китай
Наиболее заметный контраст между Китаем и другими азиатскими странами заключается в том, что китайцы практически не танцуют. Классический театр у них называется оперой, потому что диалог акцентируется ариями и речитативами. Первое упоминание о китайской опере относится ко времени династии Тан (618–907 гг.).
Примечательно, что китайские представления начинаются рано вечером и заканчиваются после полуночи. Сам спектакль состоит из нескольких пьес и сцен из самых известных драм. Публика пьет чай, ест и разговаривает, и в спектакле нет никаких перерывов. На сцене нет ни занавеса, ни каких-либо декораций, кроме простого, нарисованного фона. Фактическое отсутствие украшений подчеркивает сложные и красочные костюмы, а также грим актеров.
Япония
В Японии есть много видов театров, но самые известные из них – это Но и Кабуки. Но был разработан в конце 14 столетия и впервые замечен западным миром в 1850-х. Он возник из денгаку – ритуала посадки и сбора риса, который был преобразован в придворный танец, и из саругаку – популярного развлечения, включающего акробатику, пантомиму, жонглирование и музыку.
Большинство нарядов, используемых в театре Но, основаны на придворных костюмах эпох Хэйан (794–857) и Камакура (1192–1333). Красоты традиционным одеждам прибавляют маски Но, которые имеют свою историю.
Театр абсурда
После Второй мировой войны в Европе и США появился стиль под названием «Театр абсурда». В нем отражена концепция экзистенциализма. Большинство религий и философий говорят, что человеческая жизнь имеет значение или цель, а философия экзистенциализма заключается в том, что наша жизнь не имеет смысла, а что-то бессмысленное принято называть абсурдом. По сути, после пережитых ужасов войны многие люди почувствовали, что все их старые ценности рухнули, и это выразилось в искусстве.
Произведения, написанные в этом стиле, заставляют задуматься над такими вопросами, как «каково быть человеком в мире?» и «что значит быть свободным?». Они часто полны грустных эмоций, таких как беспокойство, страх и мысли о смерти.