Имя композитора Людвига ван Бетховена известно во всём мире. Биография музыканта пестрит удивительными, необычными и интересными фактами, которые занимательно узнавать даже тем, кто далёк от мира музыки.
Загадка рождения
Вопрос о том, когда музыкальный гений появился на свет, до сих пор остаётся загадкой для биографов и историков, так как точная дата не установлена. Чаще всего склоняются к тому, что это великое событие произошло 16 декабря 1770 года, но чётких подтверждений этому факту нет.
Не меньше споров возникает между австрийцами и немцами по поводу того, к какой нации причислить композитора. Город Бонн, где родился Людвиг ван Бетховен, в 1770 году принадлежал Австрийской империи, поэтому по факту рождения музыкант был австрийцем. Позже Бонн перешёл в подчинение к Пруссии, а затем – к Германии. По этой причине многие немцы предпочитают считать музыканта своим соотечественником, ссылаясь на то, что дом-музей Бетховена расположен в Германии, куда едут туристы всего мира, чтобы посетить культурное заведение. Самые ярые фанаты творчества композитора считают споры по этому поводу неуместными, так как сам автор бессмертных произведений говорил, что талант не имеет национальности.
Родительские амбиции
Отец и дедушка Людвига были одними из первых лиц в музыкальном обществе Австрийской империи: отец служил придворным тенором в капелле, дед работал там же сначала певцом, а позже – капельмейстером (в наше время эта специальность называться «дирижёр»).
На момент появления в семье наследника, по всей Европе гремела слава вундеркинда Моцарта, собиравшего аншлаги и зарабатывавшего баснословные гонорары. Это не давало отцу Бетховена покоя, и он начал предпринимать отчаянные попытки сделать из своего мальчика второго Моцарта. Для достижения таких результатов нужны были упорные занятия, поэтому мальчик уже в 4-летнем возрасте ежедневно занимался игрой на клавесине по 6 часов подряд. Если отцу и этого казалось мало, то занятия продолжались ночью.
Несколько лет упорных занятий было достаточно для того, чтобы отец смог понять: его сын – не вундеркинд, хотя определённо талант к музыке у него имеется. После этого разочарования интерес к совместным занятиям угас, но родители всё равно решили отдать сына в школу, где особый упор делался на изучении латыни и музыки.
Встреча Людвига с Моцартом всё-таки состоялась, но гораздо позже. Молодому человеку на тот момент уже исполнилось 17 лет, а Моцарт был взрослым мужчиной, поражённым талантом юноши. Он даже предложил своё преподавание молодому другу, но сбыться этому не было суждено из-за проживания в разных городах.
Ещё раз об оценках
Многие гении не блистали высокими школьными оценками, что не помешало им стать известными на весь мир. То же произошло и с Бетховеном: в школе мальчику совершенно не давалась арифметика и немецкий язык. Вопреки всем попыткам учителей, основные математические функции умножения и деления так и остались для него непостижимыми. Эту прореху в образовании он не смог восполнить даже во взрослом возрасте.
Учителя отмечали, что мальчик часто отвлекается, концентрируется на собственных размышлениях, вместо того, чтобы слушать новый материал. По этой причине он так и не смог нормально овладеть родным немецким языком, хотя латынь, которая интересовала подростка намного больше, он прекрасно освоил. До самой смерти композитор допускал массу ошибок при письме, что не мешало ему гениально записывать нотные партитуры.
Погружение в тишину
В возрасте 26 лет становится очевидно, что у Бетховена – проблемы со слухом. Факт потери слуха для композитора является приговором к несостоятельности в профессии, поэтому музыкант срочно обратился к врачам. Неутешительный диагноз подтвердили несколько специалистов: прогрессирующее воспаление внутреннего уха. Это заболевание на ранних стадиях вызывает непрекращающийся звон в ушах.
Первое время врачи обнадёживают композитора тем, что слух получится восстановить. Следуя советам специалистов, Бетховен на длительный срок уезжает в тихий городок Хайлигенштадт. Ожидали, что в покое и при полном отсутствии суеты болезнь пройдёт, но этого так и не произошло.
В определённый момент композитор понимает, что глухота неизбежна, поэтому быстро возвращается к работе, чтобы успеть написать как можно больше произведений прежде, чем весь мир погрузится для него в тишину.
Преодоление препятствий
Много лет мужчина использовал слуховые трубки, которые становились всё мощнее. При общении с людьми это помогало, но писать музыку таким образом не получалось. Это не стало поводом, чтобы приостанавливать работу. Бетховен придумал интересный механизм: он брал палочку, один конец которой зажимал зубами, а второй прикреплял к панели инструмента. Нажимая по клавишам, он чувствовал вибрации, вырабатываемые во время игры, что помогало музыканту создавать новые композиции. Именно в этот период были написаны самые известные произведения, которые исполняются в лучших концертных залах до сих пор.
Потеря слуха сказалась на концертной деятельности: выступать больше не получалось, хотя давая концерты, он зарабатывал с 7 лет. Ещё одной статьёй доходов композитора являлось преподавание детям знатных горожан, но и это теперь было под угрозой.
В этот момент Людвиг ван Бетховен получил приглашение от брата Наполеона и всерьёз задумался о переезде во Францию. Венская знать была обеспокоена этим фактом, поэтому было решено ежемесячно выплачивать своему талантливому соотечественнику пособие в размере 4 тыс. флоринов, чтобы он мог остаться и безбедно жить в Вене.
«Разговорная» тетрадь
На протяжении последних 10 лет жизни слуховые аппараты были совершенно бесполезными, так как музыкант перестал слышать даже самые громкие звуки. Чтобы иметь хоть какую-то возможность общаться с окружающими, появились «разговорные» тетради, куда люди записывали свои фразы, а композитор читал их.
После смерти Бетховена такие тетради превратились в важные документы, по которым можно было изучать жизнь и личность гения. Но из 400 целыми остались только 136, а остальные были уничтожены личным секретарём Антоном Шиндлером. Дело в том, что музыкант негативно относился к монарху и часто позволял себе резкие реплики в этот адрес, что могло негативно сказаться на его репутации и даже стать причиной анафемы всех произведений классика.
Причуды великих
Чем гениальней человек, тем больше в его поведении странностей. Известны интересные факты и о необычных привычках Людвига ван Бетховена. Окружающие удивлялись, что кофе музыканта всегда должен был изготавливаться из 64 зёрен, которые он отсчитывал собственноручно.
Но самой большой странностью было то, что виртуозный музыкант перед каждой репетицией или перед тем, как сочинять музыку, окунал голову в миску с холодной водой. Некоторое время даже считалось, что воспаление среднего уха стало результатом этой периодичной процедуры, но на самом деле такая привычка появилась после того, как начала прогрессировать глухота.
Окунание головы в ледяную воду, по мнению композитора, позволяло работать результативнее, разгоняло сонливость и дарило бодрость и ясность мысли. Эта привычка стала обязательным атрибутом, поэтому до последних дней жизни гений не смог от неё отказаться.
Категоричный виртуоз
Тот факт, что музыкант был неравнодушен к хорошеньким женщинам, давно известен. Даже в преподавательской деятельности он выбирал только талантливых учеников мужского пола и хорошеньких дам невзирая на их способности к музыке.
Но были у композитора идолы и среди мужчин. Так, долгое время он восхищался Наполеоном Бонапартом, сделавшим прекрасную карьеру. Музыкант считал его символом революции и предвестником новой эры в Европе. Своё восхищение он смог выразить в Симфонии №3, получившей неофициальное название «Героическая симфония». Она стала определяющей композицией немецкого Просвещения. Но дальше последовало полное разочарование, вызванное провозглашением Наполеона в качестве императора и абсолютного монарха. Такое самолюбие претило автору Сонаты №3, поэтому имя Бонапарта было навсегда вычеркнуто из посвящения.
Неопрятный талант
Гении, пренебрегающие своим внешним видом – не редкость. Ряды таких «чудаков» пополнил и Людвиг ван Бетховен, заслуживший в окружении репутацию неопрятного мужчины, способного долго ходить в одной и той же одежде и с немытой головой. Расчёской пианист практически не пользовался, предпочитая поправлять непослушные вихры рукой.
Нрав у мужчины тоже не был ангельским: он часто становился резким и нетерпимым даже в общении с близкими. Однажды на концерте двое людей начали негромко переговариваться, что не ускользнуло от внимания молодого композитора. Этот факт так взбесил мужчину, что он вскочил из-за инструмента, обозвал разговаривающих свиньями, и удалился из зала. Никакие уговоры не помогли вернуть гения на место и продолжить концерт.
Ещё одна неоспоримая заслуга композитора заключается в популяризации фортепиано. До него престижными и достойными внимания клавишными инструментами считались клавесин, орган, клавикорд, а фортепиано не рассматривалось всерьёз. Но деятельность Бетховена заставила людей обратить внимание на этот инструмент и оценить его огромный потенциал.
Память поколений
Огромную популярность произведения пианиста приобрели ещё при жизни, но с веками слава не меркнет. Об этом великом человеке снято более 20 фильмов, поставлены сотни театральных постановок, его именем назван крупнейший кратер Меркурия. Композиции этого автора признаны наиболее исполняемыми и узнаваемыми среди всех классиков.
Он стал первым музыкантом, попытавшемся воспроизвести в своём произведении такие звуки природы, как трель соловья, кукование кукушки, пение перепелов. После него эти приёмы стали широко использовать в музыке.
Композиции автора очень часто выступают в роли саундтреков к фильмам и мультфильмам, нередко ими пользуются известные музыкальные группы. Например, считается, что композиция «Because» группы «The Beatles» создана крайне интересным образом: известнейшее произведение «Лунная соната» было прослушано в обратном воспроизведении.
Композиции великого автора могут слышать даже те, кто никогда не ходит в концертные залы: «Ода к радости», являющаяся отрывком из знаменитой Симфонии №9, стала официальным гимном Евросоюза.