Фразеологизм, или фразеологический оборот – это особое устойчивое выражение, присущее только конкретному языку. Общий смысл таких словосочетаний и предложений обычно заучивается, запоминается, т.к. понять их точное значение по составным словам оказывается затруднительно или даже невозможно. Например, далеко не все знают, что же в действительности означает интересное выражение «шапка Мономаха», и откуда оно взялось.
Предыстория
Фразеологизм «шапка Мономаха» неразрывно связан с реальной исторической личностью – Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который жил с 1053 по 1125 года. Этот человек правил княжеством Ростовским, Черниговским, Смоленским и Переяславским, а с 1113 по 1125 даже стал Великим князем киевским, ведь приходился сыном князю Всеволоду Ярославичу. Владимир увлекался не только государственными и политическими делами, но и философией, писательством, искусством ведения войны. Свое прозвище «Мономах» он получил потому, что его мать, настоящее имя которой не сохранилось в исторических источниках, считалась дочерью императора Византии Константина 9 Мономаха.
На протяжении всей своей жизни Владимир возглавлял различные походы. В период правления отца Мономах неоднократно разбивал половцев, чехов, кочевников-торков (одно из тюркских племен) и вятичей. Когда Всеволод Ярославич скончался, Владимир не стал препятствовать восхождению своего двоюродного брата Святополка Изяславича на киевский престол. Мужчина и без того имел в подчинении множество земель – так, даже в Новгороде остался править его сын Мстислав, несмотря на то, что, согласно устоявшимся правилам и традициям, после смены киевского князя этот город должен был перейти к старшему сыну последнего.
Однако Владимиру словно было суждено занять трон рано или поздно, – после кончины Святополка в 1113 году Киев охватил народный бунт. Восставшие, которыми являлись представители нижних слоев общества, были недовольны реализуемой экономической и финансовой политикой (например, поборами и налогом на соль).
После смерти великого князя на власть претендовали всего 2 партии – сторонники могущественного и авторитетного Владимира Мономаха с одной стороны и единомышленники Давыда и Олега Святославичей с другой. Однако простое население Киева не желало допускать до государственных дел Святославичей, поддерживаемых евреями и не обращающих внимание на реальные нужды христиан.
Конкуренты Мономаха потерпели абсолютный политический крах, столицу обуяли погромы… Поэтому бояре оказались вынуждены пригласить Владимира на престол 4 мая 1113 года. Новый правитель проявил себя как отличный законодатель, а именно издал «Устав о резах», который стал составной частью «Русской правды» – сборника правовых норм Древней Руси. Положения устава облегчили жизнь холопам и смердам, одновременно не поколебав фундаментальные основы феодального строя.
Поход на Византию и знаменитая легенда
Согласно одной версии, история шапки Мономаха как царской регалии началась в 1114 году, однако тогда речи о фразеологизмах и других речевых оборотах еще не шло. Владимир собрал бояр и, сославшись на былые военные успехи князя Олега и Святослава Игоревича, объявил, что пришла пора выступать на Царьград (ныне Стамбул) – столицу Византии, или Восточной Римской империи.
По легенде, заграничным государством в ту пору управлял его дед, уже упомянутый Константин 9 Мономах, которого со всех сторон осаждали противники – персы, латыняне и другие. Византийский император не захотел ввязываться в очередную войну, а потому постарался задобрить своего родственника щедрыми дарами и подношениями.
Считается, что послы Царьграда преподнесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали:
- цепь из аравийского золота;
- расшитый и украшенный драгоценностями широкий воротник (святые бармы);
- животворящий крест;
- и, наконец, та самая шапка, впоследствии ставшая одним из основных символов неограниченной царской власти.
Несостоятельность подобной истории была впоследствии доказана Карповым Ю.А. и другими учеными. Они выяснили, что Константин умер тогда, когда Владимиру было всего 2 года от роду. Любопытная легенда была выдумана намного позднее и не кем-нибудь, а Государем всея Руси Василием 3 Ивановичем (правил с 1503 по 1533 года). Путь к престолу этого человека был непростым, тернистым, связанным с постоянной борьбой с конкурентами. Именно ради укрепления собственных политических позиций он и выдумал красивую «сказку» о многовековой преемственной власти, символом которой выступала та самая шапка Мономаха.
Фразеологизм: возникновение и смысл
Историки так и не смогли установить, откуда же шапка Мономаха «перекочевала» в Киевскую Русь. Аналогичные головные уборы существовали не только в Византии, но и в Монголии – у ордынцев такое украшение называлось «борик». Однако если реальный предмет все еще предстоит изучать и исследовать, то происхождение и значение связанного с ним устойчивого выражения, наоборот, вопросов не вызывает. Выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» впервые использовал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов», написанной в 1825 году во время пребывания писателя в ссылке в селе Михайловском.
Пушкин создал это произведение, находясь под впечатлением от прочтения «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Историческая драма посвящена Борису Годунову, периоду его царствования и посягательствам на престол Лжедмитрия I. Фраза была вложена в уста самого Бориса, – в этот момент он вслух размышлял о своей трудной доле, наличии высокой ответственности и необходимости разрешать важное и сложное дело.
Сегодня фразеологизм «шапка Мономаха» продолжает означать то же, что и 200 лет назад: чем выше власть – тем серьезнее и ответственность. Могущественному и власть имущему всегда нужно помнить о последствиях, которые в случае непродуманных решений и поступков могут оказаться катастрофичными.
Интересные факты
Помимо переносного, метафорического значения фраза «Ох, тяжела, ты шапка Мономаха» имеет и вполне прямой смысл, ведь головной убор действительно нельзя назвать легким! Вес царской регалии равняется 993,66 грамма, т.е. почти 1 кг. К счастью, царям не нужно было носить украшение ежедневно, – оно надевалось только в исключительных случаях, например, во время церемонии восхождения на трон.
Шапка Мономаха была оторочена собольим мехом и инкрустирована 32 жемчужинами и 11 драгоценными камнями: сапфирами, шпинелями, рубинами и изумрудами. Устремленный вверх наконечник с золотым крестом означал, что царь связан с предками и самим Богом. Так провозглашалась избранность правителя и легитимность его действий. Полусферическая форма головного убора символизировала солнце и небо.
Сегодня древняя регалия хранится в Оружейной палате Московского Кремля.