Какие только налоги не изобретались в разные времена, чтобы пополнить государственный бюджет. Некоторые имели ещё и воспитательное значение, например знаменитый сбор за ношение бороды, введённый Петром I. Таким образом, царь-реформатор подталкивал бояр и купцов к отказу от «неевропейской» растительности на лице. Не менее впечатляет налог на уши и нос, взимавшийся властями Тибета.
Казалось бы, требование платить за внешность – абсурдно. Но когда казне срочно нужны деньги, правительство не выбирает средства. Чтобы понять причину, по которой тибетские власти решили обложить данью некоторые части человеческого лица, придётся обратиться к истории.
Военные реформы в Тибете
В 1912 году уникальное государство на территории Тибетского нагорья провозгласило свою независимость. Находившийся в то время у власти Далай-лама XIII счёл нужным провести ряд реформ, необходимых для поддержания нового политического статуса. Они затрагивали финансовую, духовную, законодательную, а главное, военную сферу.
Далай-лама сделал попытку укрепить светскую власть, в противовес теократическому правлению буддийских монахов. Он ввёл гражданских чиновников в административные органы всех уровней, надеясь повысить дисциплину и избавиться от коррупции. Кроме того, первоиерарх изменил традиционную платёжную систему страны, добавив к золотым и серебряным монетам медь, а также бумажные банкноты.
В стране началась электрификация, была проведена первая телеграфная линия, расширились учебные заведения, ранее доступные исключительно выходцам из аристократических семей. Но основное внимание Далай-лама, как мудрый и дальновидный политик сосредоточил на развитии и укреплении национальной армии. Он понимал, что соседний Китай, всегда считавший Тибет своей территорией, вряд ли одобрит происходящие здесь изменения и попытается противостоять им, в том числе и силовыми методами.
Взявшись за модернизацию армии, глава тибетского государства обратился за помощью к японским, российским и британским специалистам. Местные офицеры были направлены в Индию для обучения артиллерийскому делу. Грандиозные усилия, предпринятые ламой-реформатором, позволили к 1916 году создать регулярное боеспособное войско, состоявшее из 5000 человек. Содержание и обучение армии требовало соответствующих расходов.
Начиная с 1914 года, в тибетском государстве было введено около 2000 налогов.
Многие их них непосвящённому человеку покажутся просто безумными. Сборами облагались:
- бракосочетание;
- рождение детей;
- похороны;
- пение;
- танцы;
- игру в публичных местах на барабанах и колокольчиках;
- пребывание в тюрьме и освобождение из неё.
Но даже среди этого разнообразия налог на уши и нос звучит несколько анекдотично. Хотя тем, кто от него уклонялся, было не до смеха.
Не заплатил, остался без ушей
В 1920-х годах тибетцам приходилось платить за органы слуха и обоняния, чтобы не лишиться таковых. Налогообложение в первую очередь касалось крестьян и распространялось не только на людей, но и на домашний скот.
В более чем небогатой горной стране, каждое домохозяйство вносило 1 лян серебра за ухо, независимо от того, принадлежало ли оно человеку или животному. Те, кто по каким-то причинам не мог заплатить, навсегда избавлялись от этой необходимости. Им отрезали уши – вот такое пугающее своей простотой решение вопроса. В некоторых источниках того времени сообщается, что лица, лишившееся органов слуха в результате несчастного случая или в наказание, также не вносили соответствующую плату в казну.
Пресловутый налог на уши в Тибете стал «притчей во языцех» среди западных и китайских политиков. В частности, о нём сообщал в 1926 году дайджест Американской ассоциации налогоплательщиков. Корреспондент из «Поднебесной» Цзинь Фужэнь в тот же период приводил его, как пример особой жестокости по отношению к тибетским крестьянам. Позднее Китай неоднократно ссылался на подобные кровавые расправы, оправдывая собственную далеко не мирную экспансию в горную страну.
Насколько часто калечили неплательщиков и происходило ли это вообще, достоверно неизвестно. Все касающиеся этого вопроса документы неясны и противоречивы, отмечают историки.
В 1927 году был введён ещё один необычный налог – на нос. Его платили лица, чьи органы обоняния превышали стандартные размеры, установленные государством. Чем длиннее нос, тем больше он стоил своему владельцу.
Интенсивное налогообложение в период правления Далай-ламы XIII объясняется бедностью независимого Тибета. Расположенный высоко в горах, в стороне от торговых путей, он не мог надеяться на доход от продажи товаров, да и производства их практически не было. Сельское хозяйство экстенсивного типа тоже оказалось малоэффективным. А подушные сборы давали самое быстрое пополнение казны.
Тибет – не исключение
Страну, где был налог на уши, не назовёшь единственной в своём роде. Вот лишь краткий перечень не менее странных поборов, некоторые из которых взимаются до сих пор. Причём, в отличие от Тибета, делают это страны с развитой экономикой и достойными финансовыми показателями.
Деньги или регистрация
Под таким девизом «облагают данью» лиц, живущих в гражданском браке власти Китая. Тем, кто не хочет узаконить отношения, придётся ежегодно отдавать казне 1000 юаней. При средней зарплате в 65000 юаней, выходит не так уж много, поэтому молодые пары не спешат расставаться своей свободой даже под нажимом государства.
Тем более, что факт совместного проживания ещё требуется доказать. А сделать это можно только благодаря содействию соседей или других бдительных граждан, но за всеми ведь не уследишь.
Не отбрасывая тени
В 1993 году власти Венеции обязали владельцев кафе и магазинов платить за навесы, закрывающие окна или уличные столики от солнца. Мотивируется это тем, что тень падает на муниципальные земли, которые никто не раздаёт даром. Даже если день выдался пасмурным, делать взнос придётся всё равно. Вот почему в Венеции не так часто встречаются уютные и такие необходимые в жару уличные навесы.
Коровьи неприятности
В Эстонии, начиная с 2008 года, взимается налог на… газы, выпускаемые коровами. Оказывается, эти домашние животные слишком загрязняют метаном атмосферу и о, ужас! провоцируют глобальное потепление. Куда до мирных травоядных автомобилям и промышленным предприятиям. А раз уж коровы наносят вред окружающей среде, их владельцы должны компенсировать его соответствующей суммой.
Своё решение эстонские власти объясняют тем, что страна преимущественно сельскохозяйственная и почти не имеет предприятий, негативно влияющих на экологию. Зато коров здесь так много, что в 2016 году фермеры переживали острый кризис перепроизводства молочных продуктов.
Дорогое барбекю
Активно борются с последствиями глобального потепления и в бельгийском регионе Валлония. Здесь в 2007 году ввели плату за использование мангалов и других аналогичных приспособлений. Ведь при жарке продуктов на открытом воздухе выделяется углекислый газ, который не способствует чистоте атмосферы.
Каждый раз, собираясь обедать мясом или овощами-гриль местные жители должны заплатить бюджету €20. Особо не полакомишься.
Плати, не ломайся
Горнолыжники всего мира любят австрийские курорты за приятные цены, роскошные склоны и качественное обслуживание. Однако платить им приходится не только за сервис и природные красоты, но и… за травмы, которые нередки на крутых, извилистых трассах.
Налог на гипс в Австрии включают в стоимость туристической путёвки. Ведь пострадать от неумелого катания может каждый, а медицинской страховки не хватает на дорогостоящее лечение при переломах. Тот факт, что горнолыжники оплачивают порой не свой, а чужой гипс, поскольку сбор взимают со всех, австрийские власти не смущает. Должна же среди покорителей горных склонов существовать поддержка и взаимовыручка.