Самураи – воплощение стойкости, мужества и верности долгу. Благодаря революции Мейдзи с последующей массовой военно-политической экспансией страны восходящего солнца в Азиатско-Тихоокеанском регионе о них знает весь мир. Откуда произошли самураи и кто же эти рыцари древнего Востока, которые, следуя законам того времени, сумели удерживать власть в своих руках на протяжении семи сотен лет?
Зарождение самурайства
Самураи являлись представителями военно-феодального класса, включая крупных князей, именуемых как даймё, и мелких дворян. Само слово «самурай», образованное от формы глагола 侍ふ «сабурау», что обозначает «служить», переводится как служилый человек.
Долг истинных самураев – выступать опорой верности своего господина. Мнение, что они выполняли роль исключительно рыцарей-воинов, ошибочно. Отважные мужчины одновременно были и телохранителями своих правителей-сюзеренов, и слугами их в повседневной жизни. По сути они являлись полицейскими силами властей. В награду за свою преданную службу самураи получали земельные наделы от сюзеренов.
Зародилось самурайство в 646 году в стране восходящего солнца – Японии. Но как отдельное сословие было выделено лишь во времена правления богатейших кланов Минамото (1192-1300 г.) В те годы сформировалась новая система управления – сегунат. Она представляла собой пирамиду, в верхушке которой стоял один из крупных феодалов, на ступень ниже их стояли представители среднего и низкого сословия. Различия между сословиями условно строились лишь на размере богатств.
Военная составляющая играла огромную роль в жизни японского общества. Этому способствовали два фактора: частые внутри державные конфликты между князьями и феодальная раздробленность в целом. Поскольку потребность в воинах была велика, то постепенно росло и их влияние. Так к X-XI векам главы самурайских кланов превратились в воинских начальников, которые командовали огромными армиями и владели огромными территориями.
Во времена правления сегунов Токугава (1603-1867) сословие самураев уже имело четкое оформление:
- Хатамото – представители наиболее привилегированного слоя по сути являвшимися вассалами сегуна;
- Даймё – вассалы князей, оставлявшие основную массу самураев.
Помимо самураев, служившим своим сюзеренам, были и так называемые ронины – «служители», потерявшие хозяина. Название «ронин» переводится как «человек-волна». Оно полностью оправдано. Ведь ронины превращались в странствующих воинов, бесцельно блуждающих то туда, то сюда. Они принимали участие в вооруженных конфликтах и нанимались телохранителями к богатым знатным особам.
Со временем часть ронинов переходила в положение горожан и начинала заниматься ремеслом, другая же часть пополняла ряды наемных убийц, именуемых ниндзя.
Составляющие костюма самурая
Главным оружием самурая и ключевой составляющей костюма являлся дайсё – пара японских железных мечей, имеющих характерную изогнутую форму. По сути дайсё выступал сословным удостоверением воина, наделенным сакральным значением. Поэтому к нему относились должным образом – хранили в изголовье даже во время сна и на протяжении всей жизни бережно следили за его состоянием.
Пара дайсё включает:
- первый – дайто, изделие имеет длину в 60,6 см;
- второй – сёто, изделие длиной в 30,6 см.
Вместо короткого меча допускалось использовать кинжал-танто с длиной клинка в 30,3 см. В сражении обычно использовался только один из мечей. Бой одновременно двумя мечами применялся исключительно при исполнении экзотической техники Рёмо, преподаваемой в древнейшей школе боевых искусств Японии – Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.
Этикет того времени требовал при входе в жилище всегда оставлять дайто на специальной подставке либо же поручать его сбережение слуге. Сёто можно было всегда носить с собой, используя в качестве личного оружия.
Катана – еще один вид классического оружия воинов. Японский меч по форме напоминает саблю, длина клинка которой достигает 70-75 см. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом с длиной клинка в 30,3-30,6 см.
Настоящий самурай должен был также владеть длинным луком юми. Двухметровое ассиметричное оружие применяли для стрельбы из положения сидя верхом на лошади. К нему, как и к дайсё, относились с большим уважением, поскольку считали, что предмет наделен великой силой. Воины бережно хранили его от холода и жары, относясь к нему, словно воодушевленному предмету.
Самурайские доспехи делались из металлических пластин. Общий вес «костюма» составляя порядка 12-15 кг, что не мешало воинам сохранять маневренность и скорость в боевых условиях.
Для защиты от ржавчины их оклеивали кожей. Элементы костюма соединялись между собой шнуровкой. Из-за обилия шелковых нитей, покрывающих практически всю поверхность пластин, металлических элементов практически было не видно.
Особенности воспитания и подготовки
Титул самурая в феодальной Японии передавался из поколения в поколение по наследству. Воспитание будущих воинов осуществлялось в соответствии с бусидо – кодексом чести. Он представлял собой свод правил и норм «идеального» воина.
Уже в раннем детстве мальчику вручали два меча, как символ принадлежности к классу, приучая его бережно относиться к оружию. Применяемые методы воспитания были очень жестокими. К примеру: для формирования у мальчиков настойчивости и упорства их принуждали не спать ночами, ходить зимой без обуви и выполнять порой непосильную работу. Для развития храбрости отец мог заставить сына отправиться ночью на кладбище или в обязательном порядке присутствовать на публичной казни.
Будущих воинов воспитывали в строгости, приучая уважать родителей и быть преданным императору. Все усилия были направлены на то, чтобы укрепить характер юноши, развить в нем выдержку и стойкость, бесстрашие и храбрость. А потому о небывалой доблести самураев ходили невероятные легенды.
К 15-и годам подготовка считалась завершенной. Юному самураю вручали настоящие боевые мечи, с которыми он был обязан не расставаться до конца своих дней.
С малых лет у воинов воспитывали представление, что честь является более ценной, нежели жизнь. Этим объясняется известная всему миру склонность самураев к самопожертвованию. Ритуальные убийства имели широкое распространение в японском обществе, а потому расстаться с жизнью считалось более предпочтительным, нежели лишиться чести.
Сеппука или харакири считалось достойным завершением пути истинного самурая. Ярким примером тому является тот факт, когда при проигрыше Второй мировой войны в 1945 году в Японии отмечено огромное число самоубийств. Их совершали как военные, так и гражданские чиновники самого разного звания и ранга.