Поэт, певец, музыкант, актер – и это далеко не полный перечень ипостасей Владимира Семеновича Высоцкого. За сравнительно недолгий жизненный путь (он ушел всего в 42 года) этот человек стал легендой. Еще при жизни он смог проникнуть в сердца миллионов людей, а его работы продолжают воодушевлять следующее поколение. О его жизненном и творческом пути собрано множество интересных фактов. Некоторые из них могут показаться забавными, некоторые противоречивыми, а некоторые навевают грусть.
Не сложившийся инженер
Интересно, что талант к творчеству у Высоцкого отмечался еще в детстве. В годы жизни в Германии, в возрасте 9-10 лет, по инициативе отца он занимался музыкой с преподавательницей-эмигранткой. По мнению учительницы, у мальчика был абсолютный слух. В школьные годы, уже в Москве, юный поэт сочинял свои первые стихи и прозу в соавторстве с однокашниками (Кохановским и Акимовым). А в 1954 году (в 16 лет) дебютировал на сцене 187-й московской школы.
Первое выступление было результатом работы в театральном кружке при Доме учителя под руководством режиссера В.Н. Богомолова. На сцене начинающий актер экспромтом решил необычно представить басни Крылова. Публикой выступление было принято на «ура», однако, представители руководства школы выходку не одобрили. За что дебютант получит «тройку» в четверти за поведение.
После получения аттестата зрелости планы были направлены на дальнейшую актерскую карьеру, но семья решила по-другому. По настоянию родителей в 1955 году Высоцкий поступает в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) на механический факультет, чтобы получить «нормальную» профессию. Не дотянув до первой сессии, в канун Нового 1956 года он бросает институт по собственному желанию и возвращается в студию к Богомолову для подготовки к поступлению в театральное. Летом 1956, после успешного прохождения всех экзаменов, ряды студентов Школы-студии МХАТ пополнила восходящая звезда.
Подруга семиструнная
Владимир Семенович играл только на семиструнной гитаре. Этот музыкальный инструмент был распространен в России с XVIII века и отличался от классической шестиструнной гитары не только количеством струн, но и строем. В 60-х года прошлого века найти барда-песенника, использующего в качестве аккомпанемента «шестиструнку», было достаточно сложно. Примерно, как сегодня найти исполнителя с семиструнной гитарой. Именно этот инструмент позволил окрасить песни барда в нужные тона и создать неповторимое музыкальное сопровождение к колоритным и острым стихам.
Среди интересных фактов о Высоцком можно выделить то, что на гитаре его учил играть друг и одноклассник Игорь Кохановский (в будущем Игорь Васильевич также станет известным поэтом-песенником). Согласно одним источникам, первую семиструнную гитару Володе подарила мама Нина Максимовна на 17-летие. В дальнейшем у музыканта было множество гитар, среди которых наиболее яркими являются:
- «Семиструнка», ранее принадлежавшая Алексею Дикому (великий советский актер и режиссер). Это был старинный инструмент работы австрийского мастера. До Дикого гитара была собственностью князей Гагариных. У нее была по-особому изогнута спинка (как у скрипки), из-за чего звучание получалось совершенно необычным.
- Гитара с головкой грифа в виде лиры. Это одна из наиболее знаменитых гитар музыканта. Она появилась примерно в 1975 году и была выполнена гитарным мастером Александром Шуляковским. Александр Викторович сделал для Высоцкого несколько музыкальных инструментов, которые музыкант очень ценил.
- «Семиструнка» с вырезом без лиры. Впервые она появляется в 1978 году. Это последняя гитара Владимира Семеновича. «Самая лучшая» – как он сам говорил. Она участвовала в съемках нескольких телепередач и во многих концертах, в том числе в последнем домашнем концерте на даче у Вайнеров в июне 1980.
Неоднозначные отношения с советской властью
Владимира Семеновича можно одновременно причислять и к «любимчикам властей», поскольку он практически беспрепятственно посещал страны Европы и США, и разъезжал по Союзу на иномарках. В то же время его клеймили антисоветчиком, критикующим действующий советский режим. Второй вариант более правдив, поскольку в творчестве поэта очень часто можно встретить саркастические высказывая о тех или иных действиях руководящей верхушки. Он был не согласен со многими политическими веяниями, не трепел цензуру (особенно, к своим текстам), осуждал наличие «железного занавеса» (хотя для него самого особых препятствий в этом вопросе не было), был не согласен с низкой оплатой интеллектуального труда и пр.
В свою очередь власти создали целую кампанию против творчества Высоцкого. При жизни поэт так и не дождался выхода полноценного сборника, опубликованного в официальном издательстве. Его работы лишь иногда попадали в немногочисленные издания. Флагманы советских СМИ (газеты «Правда», «Советская Россия») жестко критиковали существующие произведения, называя их низкопробными и недостойными интеллигентных граждан. Все концерты проходили под маской «творческих встреч с актером», поскольку нельзя было открыто объявлять о будущем мероприятии с неугодным властям бардом. Даже главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов получил строгий выговор с предупреждением за деятельность своего подчиненного. Кроме того, Владимира Семеновича постоянно преследовали сотрудники КГБ, донимая слежкой, ночными звонками, вызовами на допросы и даже ложными обвинениями.
Тем не менее, Высоцкий всегда оставался патриотом: не участвовал в антисоветских манипуляциях Запада и открыто не поддерживал настоящих диссидентов. Он искренне любил свой народ со всеми достоинствами и недостатками, а народ любил и любит его. Музыкант выступал во благо родного народа, пытаясь донести до руководящей власти необходимость перемен и перенимания полезного опыта у капиталистических стран.
«Вертикаль», 1966
Эта картина стала прорывом, поскольку в ней впервые песни Высоцкого прозвучали с экранов. Изначально Госкино даже не хотело допускать данные произведения, однако, забраковать их было не за что. Так зрители кинотеатров могли услышать «Песню о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Вершина» и другие композиции. Кроме того, картина стала удачной и для Станислава Говорухина в качестве режиссера, который еще будучи студентом ВГИКа взялся со своим однокурсником Борисом Дуровым за создание полноценного фильма. С Говорухиным Высоцкий будет работать еще раз во время съемок культового многосерийного кино «Место встречи изменить нельзя».
Можно отметить интересный факт, что в фильм не вошла написанная специально для «Вертикали» песня «Скалолазка». Но композиция и так смогла быстро завоевать общественную любовь.
«Место встречи изменить нельзя», 1979
Роль Глеба Жеглова стала одной из самых запоминающихся в кинокарьере Владимир Семенович. Он очень ярко изобразил сурового начальника оперативной бригады МУРа, который был создан братьями Вайнерами в романе «Эра милосердия». Актер настолько проникся образом этого персонажа, что явился к Вайнерам на следующий день после презентации книги и решительно «застолбил» себя на эту роль. Именно так и было сказано: «Я пришёл застолбить Жеглова. Как я, вам его никто не сыграет». И был совершенно прав. Однако, в своих воспоминаниях Станислав Говорухин говорит, что, скорее всего, до съемок Высоцкий роман так и не прочитал.
Работать с Владимиром Семеновичем было не просто. Он мог действовать не по сценарию, отказывался повторять дубли, мог критиковать сцены и других актеров. А иногда даже заменял Станислава Говорухина и сам режиссировал несколько сцен. Когда Говорухин возвращался на съемочную площадку, все были безмерно счастливы, поскольку «Жеглов» их измучил.
Можно отметить еще один интересный факт о съемках сериала «Место встречи…». Работа в Одесской киностудии не отменяла театральные выступления в Театре на Таганке в Москве. Практически каждый день актеру приходилось летать туда и обратно на самолете, а гримировка происходила прямо в автомобиле по пути на спектакль или на съемки.
Пагубные зависимости
Трудно найти творческого человека, который не пристрастился бы к алкоголю или наркотическим веществам. Владимир Семенович всегда работа с полной отдачей и даже больше своих сил. Он писал стихи днем и ночью, на концертах и спектаклях полностью отдавал себя зрителю, исполняя роли в присущей ему экспрессивной манере. Очень много гастролировал по стране и зарубежью. Такой бешеный ритм, естественно, негативно сказывался на здоровье, физическом и эмоциональном. Алкоголь помогал поэту справиться с огромным напряжением, но и стал проклятием.
У Высоцкого отмечалась алкогольная зависимость, которая годами разрушала организм. Алкогольные напитки выпивалась литрами, а запои длились по несколько дней, что не раз существенно подрывало здоровье. Он был постоянным клиентом реанимационных отделений и пережил две клинические смерти. Близкие и друзья годами пытались вырвать музыканта из крепких объятий Бахуса, но решить проблему так и не удалось. Интересным фактом можно назвать то, что Владимир Семенович пытался бороться с пагубной зависимостью вместе со своим парижским другом Михаилом Шемякиным (ныне всемирно известным художником и скульптором). Собираясь в компанию, двое кутил устраивали широкомасштабные разгулы, и вместе же «зашивались» 9 раз.
Пытаясь уйти от алкоголизма, Высоцкий поменял зло на еще большее зло, начав употреблять наркотики. Сильнодействующие вещества помогали ему справиться с жутким похмельем и выдерживать творческие нагрузки. Однако, пить поэт так и не бросил. Регулярно совмещая алкоголь и наркотики, здоровье было окончательно подорвано, что закончилось трагедией в ночь на 25 июля 1980 года.
Наркоманов в Союзе быть не может
По воле Владимира Семеновича вскрытие его тела не проводили. Близкие сделали все возможное, чтобы выполнить просьбу усопшего. В официальных документах причиной смерти указана «Острая сердечно-сосудистая недостаточность». Негоже было общественности знать, что всеми любимый народный поэт – наркоман. О том, что Владимир Семенович пристрастился к наркотикам, впервые рассказала Марина Влади уже после смерти поэта в автобиографической повести. Это заявление вызвало резонанс, поскольку алкоголизм еще можно назвать привычным делом для русского человека, но наркотики – это что-то диковинное, не «наше». Тем более, что в Советском Союзе официально наркомания не существовала.
Тем не менее, проблемы достать наркотики для Высоцкого не существовало. Кроме последних недель его жизни, когда в Москве проводилась Олимпиада и все больницы и аптеки были под пристальным контролем милиции. У музыканта развился абстинентный синдром, который старались купировать алкоголем и седативными средствами.
Помочь облегчить состояние Владимиру Семеновичу пытался его друг врач-реаниматолог Анатолий Федотов, который вместе с Оксаной Афанасьевой находился с ним в квартире в последние дни перед смертью артиста. Анатолий Федотов вводил ему седативные препараты в высоких дозах, что в последствие Сульповар и Щербаков (доктора из Института имени Склифосовского, которые знали о состоянии здоровья поэта) считали истинной причиной смерти.
По словам биографа Валерия Янкловича Анатолий Федотов сильно переживал смерть своего гениального друга и попытался на себе испробовать способ лечения, который применял в тот роковой период. Федотов также стал зависим от наркотиков, пытался лечиться, и умер от абстинентного синдрома.
Официальное признание после смерти
Несмотря на то, что действующая власть не считала Высоцкого великим деятелем культура, а совсем наоборот, сегодня ситуация изменилась. Вернее, начала изменяться уже через несколько лет после смерти поэта. Наконец появились полноценные сборники произведений, музыкальные записи (которые изначально делались кустарно) тиражировались в огромных масштабах. О Высоцком стали писать автобиографические книги, ведь многие из того окружения до сих пор живы и являются источниками информации о личности гения, могут рассказать о его работе, мыслях, мечтах и планах.
Сегодня практически в каждом городе на постсоветском пространстве есть улица, дом, музей или мемориал, названный в честь великого трубадура. А в центре Екатеринбурга даже построен 188-метровый небоскреб, названный «Высоцкий». В здании 54 этажа, два из которых занимает самый большой частный музей. Здесь представлены личные вещи Владимира Семеновича. В экспозиции можно увидеть фотографии, картины, часы и прочие личные вещи поэта, а также легендарный Mercedes 350 W116 и оригинал последнего стихотворения. Этот экспонат – самый ценный в музее. Он обошелся владельцу в 252 тысячи евро.