Ангкор-Ват – это храмовый комплекс, который является одним из самых больших религиозных сооружений в мире. Из построек Ангкор он сохранился лучше всего. Храм поистине является архитектурным шедевром со своей сложной композицией и великолепными украшениями. Хотя столетия истории повлияли на него не лучшим образом и во многих местах комплекс разрушен, он все равно остается одним из наиболее ценных культурных достояний и привлекает тысячи туристов и паломников.
История
Ангкор-Ват находится в провинции Сиемреап, Камбоджа. Его построили в начале 12 века по приказу правителя Кхмерской империи Сурьявармана II в честь бога Вишну. Также принято считать, что Ангкор-Ват являлся государственной столицей, а потом должен был стать погребальным местом для королей. К такому выводу специалисты пришли из-за расположения здания: оно, в отличие от других построек той эпохи, ориентировано на запад, что символизирует заходящее солнце и смерть.
Город Ангкор, в котором построен храм, когда-то был столицей Кхмерской империи. На его территории построено сотни церковных зданий.
Поскольку ни стела фундамента, ни какие-либо записи о названии памятника не были найдены, оно остается неизвестным. Возможно, первоначальное название звучало как Vrah Vishnu-lok (буквально «Святое местожительство Вишну»). Имя Ангкор-Ват закрепилось за комплексом только столетия спустя. Слово «ангкор» означает «город» или «столица». Частичка «Ват», вероятно, была добавлена в 16 веке, когда поселение заполонили буддисты. Она переводится как «храм».
Примерно через 27 лет после смерти Сурьявармана Ангкор разграбили вражеские племена. После на трон сел король Джаяварман VII, который основал новую столицу и построил храм Байон, а Ангкор-Ват отошел на второй план. В конце 13-го века он перешел от индусов к буддистам. К его и без того богатому искусству были добавлены статуи Будды.
Хотя к 13 веку Ангкор-Ват больше не был объектом политического, культурного или коммерческого значения, он оставался важным памятником буддийской религии до 1800-х годов. Действительно, в отличие от многих исторических мест, Ангкор-Ват никогда не оставлялся по-настоящему заброшенным, а попросту постепенно пришел в негодность.
Храмовый комплекс обрел популярность среди не-азиатов лишь в 19 веке после написания путевых заметок французского исследователя Анри Мухо. Однако, до Мухо Ангкор посещали еще несколько изыскателей. Например, еще в 1586 году в Камбодже побывал монах Антонио да Мадалена из Португалии. Он был очень впечатлен постройкой и назвал ее «несравнимой с другими памятниками в мире».
По началу ученые не могли поверить, что такое возведение могли построить кхмеры. Было трудно восстановить историю происхождения Ангкор-Ват, так как в городе не осталось обычных жилищ, домов или других признаков поселения, включая кухонную утварь, оружие или предметы одежды, которые обычно находят в подобных местах. Вместо этого были обнаружены только лишь сами церковные комплексы. Но последующие более глубокие исследования при помощи современных технологий помогли узнать все о данном памятнике.
Сейчас Ангкор-Ват стал символом Камбоджи. Он изображен на национальном флаге и считается главной достопримечательностью страны, а с 1992 официально признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Строительство и размеры храма
Памятник занимает прямоугольную площадь около 208 га, ограниченную стеной. Считается, что эта область включала в себя город, храмовую структуру и императорский дворец. Однако, в соответствии с традицией того времени, только внешние стены города и религиозное здание сделаны из песчаника, а остальные сооружения строили из дерева и других менее прочных материалов. По этой причине со временем они были полностью разрушены.
Вокруг постройки находится ров с водой глубиной 4 м, шириной 200 м и 5,5 км в периметре. Эти масштабные каналы, помимо украшения, служили защитной цели, а еще из них жители города брали питьевую воду и орошали культуры, такие как рис. Через ров проходит песчаная дамба 12 м шириной и 250 м длиной. Только по ней можно попасть в комплекс. Полная высота Ангкор-Ват составляет 213 м.
Для поддержки зданий использовался жесткий материал под названием латерит, а сверху его покрывали более мягким песчаником, чтобы можно было вырезать рельефы. Не известно, какой раствор кхмеры использовали для соединения блоков, вероятно это были природные смолы или гашеная известь. Местами камни соединены вообще без раствора. Они держатся под собственным весом благодаря особенной технологии. Блоки идеально подогнаны по размеру, поэтому между ними практически нет щелей. В других местах применяли соединение на шип или по типу «ласточкиного хвоста».
На постройку комплекса ушло около 30 лет. Строительство такой махины – не простая задача, так как нужно было добыть огромное количество строительного материала, а также провести тщательную художественную скульпторскую работу. Для создания рва было выкопано и перемещено 1,5 млн. м3 песка и ила. Такая задача требовала одновременной работы тысяч людей.
Блоки из песчаника были добыты примерно в 30 км от Ангкора. Исследования показывают, что для транспортировки стройматериалов использовалась серия каналов. В постройке также участвовали слоны, которые помогали крутить механическое подъемное устройство.
Интересно: под центральной башней находится шахта, в которой в 1934 году археологи обнаружили 2 куска хрусталя и 2 золотых листа, как раз под тем местом, где находится статуя Вишну. По мнению исследователей, такие сокровища должны были духовно питать сооружение, как подзарядка.
Архитектура
Издали Ангкор-Ват кажется огромным единым дворцом из камня, но вблизи становится понятно, что сооружение не такое простое. Оно состоит из множества крытых галерей, камер, подъездов и дворов, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницами. В центре находится храмовый комплекс, состоящий из 5 башен в форме бутона лотоса. Попасть к нему можно по проспекту, который идет прямо от главного входа. Маршрут этот не короткий – 475 м.
Ангкор-Ват является миниатюрной копией вселенной в камне или моделью мира, каким его представляли индуисты и буддисты. Центральный, самый высокий уровень символизирует мифическую гору Меру, которая по поверью расположена в центре вселенной и является домом богов. Внешняя стена представляет горы на краю света, а окружающие рвы с водой – океаны.
Вдоль проспекта тянутся балюстрады, украшенные статуями семиглавых змей, а при входе стоят гигантские каменные львы. Путь к храмовому комплексу проходит между двумя изящными библиотеками, а дальше расположены 2 бассейна или пруда. Крытые, замысловато связанные галереи с колоннами определяют границы первого и второго уровней. В галерее Тысячи Будд до войны хранились сотни изображений Будды, но большинство из них разграбили.
Третий уровень поддерживает пять башен – 4 в углах и 1 посередине, и это самая яркая архитектурная особенность постройки. Градуированные ярусы, поднимающиеся один над другим, придают башням коническую форму. Лестница на верхний уровень очень крутая, потому что достижение королевства богов было нелегкой задачей. Верхний уровень, также известный как святилище Бакан, открыт для ограниченного числа посетителей в день.
Вход и выход в Ангкор-Ват возможен только через западные ворота. Чтобы не заблудиться в этих лабиринтах и увидеть все достопримечательные места храма, посетитель должен иметь при себе карту.
Галереи и проходы закрывает каменная изогнутая крыша, которая является отличительной чертой постройки. На расстоянии это похоже на серию длинных узких горных хребтов, но на самом деле это крыша из каменных прямоугольников, расположенных вплотную, по типу черепицы.
Архитектура этого сооружения восхищает своим объемом и детализацией. Практически все стены украшены тысячами барельефов, представляющих важных божеств и деятелей индуистской и буддийской религий, а также ключевые события из истории. Существует барельеф с изображением императора Сурьявармана II, входящего в город, возможно, впервые после его строительства. Фактически, во всей конструкции очень мало участков, которые не украшены резными изображениями или скульптурами. Там можно увидеть самые разнообразные фигуры: танцовщицы, воины, животные, мифические существа и т.п. Примечательно, что барельефы читаются против часовой стрелки; это еще один признак того, что храм связан с похоронными ритуалами.
В центральной башне стоит статуя бога Вишну высотой 3,25 м. Вокруг нее можно увидеть пряди волос. Это приношения от молодых людей, готовящихся к женитьбе, или от паломников. Когда-то стены зданий и статуи были окрашены в разные цвета, но до нашего времени вся краска слезла. Ее можно увидеть только в нескольких местах.
Другие элементы дизайна были разрушены грабителями и временем. Так, сейчас уже не осталось позолоченной лепнины на башнях, позолоты на фигурах и барельефах, деревянные потолочные панели и двери. Несмотря на это, комплекс по-прежнему выглядит очень величественно и грандиозно. Ежегодно его посещают около 500 000 посетителей. Большинство путеводителей советуют приезжать рано утром, чтобы запечатлеть восход солнца над этим волшебным, духовным местом.