В современной передовой Японии уже ничто не напоминает о том, что жители страны в не такие уж давние времена падали ниц перед воином с двумя мечами, который мог добровольно пойти на смерть из-за одного лишь чувства неловкости за неосторожный поступок или слово. Если же речь шла не о собственной чести, а о судьбе родины, умереть за нее считалось счастьем для многих. Несмотря на конец эпохи самураев, дух бусидо (путь воина) был неистребим в сердцах честолюбивых японцев, и на пике обострения политико-географической ситуации в года Второй мировой войны сформировался в новое движение — летчиков-камикадзе. Что означает камикадзе, что это за человек, и кем считают их современные японцы — героями или безрассудными глупцами?
Как переводится камикадзе?
Дословный перевод с японского означает «божественный ветер». Чтобы понять происхождение названия, нужно заглянуть далеко в историю, в XIII век, когда Япония находилась в тяжелейшем положении, будучи на грани порабощения. Под напором армии монгольского хана Хубилая страна уже не имела возможности выстоять, и японцы воссылали горячие мольбы к небу о спасении, ибо спасти их могло только чудо. И оно произошло. С моря на острова обрушился страшный тайфун, от которого в первую очередь пострадала вражеская армия, которая была полностью уничтожена вместе со всем своим вооруженным флотом. Именно этот тайфун был назван «камикадзе» — тот самый божественный ветер, который послан небесами для спасения Страны восходящего солнца.
Зарождение движения камикадзе
Вся история этой удивительной страны — это летопись войн, переворотов и многочисленных смут, и во все века главную роль в этой истории играли люди с оружием. Последние военные действия относятся ко Второй мировой войне. Тогда, в 1945 году, несмотря на полную капитуляцию армии гитлеровской Германии, в этой стороне света еще продолжались военные действия. Именно в преддверии победного для России года и появились знаменитые камикадзе — честолюбивые и по большей части молодые летчики, которые решились добровольно отдать жизнь за родину.
Предыстория
Потеря японской инициативы в тихоокеанском очаге военных действий началась в 1942 г. после неудачных действий у атолла Мидуэй. Положение осложнялось состоянием военной техники, поскольку японские истребители весомо уступали по своим характеристикам технике союзных войск, оснащаемых при поддержке мощной американской индустрии. Ситуация усугублялась острой нехваткой опытных пилотов. Япония шаг за шагом теряла свои позиции и не имела технической возможности для проведения какой бы то ни было крупной военной операции с воздуха.
После захвата в 1944 г. базы на острове Сайпан положение катастрофически ухудшилось, поскольку союзные войска получили возможность атаковать территорию страны с суши. И японские командиры понимали, что следующей целью США могут стать стратегически выгодно расположенные Филиппины, захват которых американцами преградил бы японцам путь к азиатским источникам нефти.
Опасение подтвердилось 17 октября, когда стало известно о высадке союзных войск на островок Лейт в одноименном заливе. На боевую арену вышел японский флот, а оказывать ему поддержку с воздуха было поручено первому воздушному флоту на базе ВМФ страны.
«Отец камикадзе»
Транспортная база воздушного подразделения выглядела к тому моменту более чем скромно — всего 41 воздушный борт. Поэтому поставленная перед ним задача была технически невыполнимой. Но во главе его стоял фанатически преданный идее победы Такидзиро Ониси. Видя безнадежное положение авиации, вице-адмирал принял решение создать специальное подразделение пилотов-смертников. Спустя два дня после захвата американцами о. Лейт он сказал, что у авиации нет иного пути выполнения поставленной задачи, кроме потопления американских авианосцев путем обрушения на их палубы перехватчиков-истребителей с 250-кг бомбой на борту. Ониси вошел в историю как «отец камикадзе» — человек, который повел на верную смерть тысячи летчиков-патриотов. Понимая, что война проиграна, он пытался добиться хотя бы не безоговорочной капитуляции, а выполнения ряда условий своей страны. После признания страной своего поражения адмирал сделал харакири.
Цифры
Точные данные трудно подтвердить в силу объективных причин, однако, они были опубликованы в книге Наито Хатисаро. Если верить этому источнику, в самоубийственных пике погибло 3913 летчиков из числа морской и армейской авиации. При этом произведенные удары имели крайне низкий «кпд» — лишь каждая десятая из них оказалась успешной, а кораблей противника было потоплено еще меньше — всего около полусотни. Однако сравнительные данные с атаками второго воздушного флота показали несомненное преимущество тактики Такидзиро Ониси.
Атрибутика и прощальный ритуал
У камикадзе были выработаны особые прощальные ритуалы перед смертельным вылетом и своя форменная атрибутика. На их форме, в отличие от остальных летчиков, были пришиты особые пуговицы с выбитым изображением лепестков сакуры. На лбу они носили широкие белые повязки с изображением символического красного солнечного диска и надписи патриотического или мистического содержания. Перед последним вылетом прямо на летном поле ставился накрытый белоснежной скатертью стол, как символ смерти (по национальным поверьям), на который выставлялись прощальные пиалы с саке. Смертник брал свою чашку двумя руками, кланялся и делал свой последний (а для многих одновременно и первый) глоток саке в своей жизни.
Также, по установившейся традиции, в полет камикадзе брал с собой коробочку с незамысловатой едой (8 рисовых шариков). Она имела как символическое и психологическое значение, так и просто могла понадобиться для поддержания сил, если полет затянется. А на земле камикадзе оставлял крошечную неокрашенную шкатулку из дерева с обрезками ногтей и прядью волос (имелись у всех солдат армии) для отсылки близким.
Имя героя высекалось на медной табличке, которая выставлялась в храме Якусуни — и это было для идущих на смерть едва ли не большим стимулом, чем сопротивление врагу.
Религиозные корни
Самопожертвование и равнодушное отношение к ценности собственной жизни — национальная черта, сформировавшаяся, несомненно, под влиянием дзен-буддизма и конфуцианства. Медитация, как метод раскрытия внутренних способностей в первом случае, и принципы безоговорочного подчинения во втором — вот та благодатная почва, на которой, наряду с синтоизмом, сформировался так называемый кодекс бусидо. Этот самурайский комплекс морально-этических норм лег в основу формирования национального характера воина, который должен быть полностью равнодушен к смерти, более того, желать ее ради идеи и уметь умирать с улыбкой и непременно с мечом в руках. Традиции были настолько сильны, что даже в годы Второй мировой в последнюю минуту своей жизни японский воин мог бросить табельное оружие и выхватить символический и достаточно тупой новодельный меч, чтобы умереть, сжимая его в руках, и отдать душу прямо в руки велики предков.
Возведенное в абсолют национальное чувство долга и собственной ответственности за общую судьбу — вот что заставляло последователей бусидо совершенно иначе смотреть на смерть, нежели солдаты армии противника, для которых это был страшный путь в никуда. Для японца намного важнее самой смерти были обстоятельства, в которых он ее принимал.
Исключения
Исходя из данной традиции, считалось, что умереть за родину мечтает каждый японский летчик. По мнению военного руководства того времени, отказников в армии нет и быть не могло. Дефицита добровольцев действительно не было, особенно учитывая тактику их отбора. Перед строем военных летчиков командир приказывал поднять руку тем, кто отказывается пожертвовать жизнью ради победы. Сделать это под психологическим напором и в реалиях создаваемой обстановки было практически невозможно. Однако это не значит, что все камикадзе шли на смерть добровольно и считали данную тактику ведения боя единственно верной. Один из летчиков-камикадзе, спасенный и поднятый на борт американского эсминца, рассказал, что его подразделению было объявлено, что отныне его назначение — проведение самоубийственных ударов по флоту противника. У самого пилота желания жертвовать своей жизнью никогда не возникало, а саму идею он считал глупой и неоправданной.
«Я не хотел умирать!» — такие слова были произнесены намного позднее и другими выжившими камикадзе, точнее теми, которые не успели умереть до конца войны. Один из них добавил:»Если вы задаете вопрос, были ли эти смерти добровольными, вы не понимаете самой сути японской армии». Впрочем, по его же словам, 60-70% его сослуживцев действовали действительно добровольно.
Техническое выполнение атаки
Мало было принять решение о нанесении удара, нужно было выполнить его технически грамотно. В распоряжении камикадзе были, в основном, легкие истребители «зеро», не способные взять на борт мощную торпеду, их возможности исчерпывались бомбой в 250 кг. Потопить американский авианосец таким зарядом было невозможно, но при повреждении полетной палубы можно было обезвредить его на длительный срок. Адмирал Ониси рассчитал, что полетная группа должна состоять из трех истребителей со смертниками за штурвалом и двух машин сопровождения, целью который было отражение атак, которые могли помешать камикадзе выполнить их задачу.
Для того, чтобы остаться незамеченными на экранах радаров, было два пути — полет на критически малых (10-15 м) или предельно больших (свыше 6 км) высотах. В обоих случаях требовалась технически безупречная техника и высокая квалификация летчика. И с тем, и с другим в армии имелись большие трудности. Молодое пополнение пилотов не успевало пройти достаточное обучение, а машины вскоре пришлось использовать любые, в т.ч. учебные и практически списанные устаревшие. Это было одной из причин того, что не все атаки заканчивались успешным поражением цели.
Самолет-снаряд «Ока»
Специально для полетов камикадзе была в срочном порядке спроектирована пилотируемая «крылатая бомба», оснащенная ракетным двигателем и мощным снарядом в 1200 кг аммонала. В воздух его поднимал другой самолет, который отстыковывался непосредственно перед зоной поражения. Далее «Ока» двигалась в режиме парения, во время которого смертник подводил пилотируемый аппарат как можно ближе к вражескому кораблю. В последний момент включались ракетные двигатели, которые наращивали скорость для мощного тарана вражеского эсминца.
Первый боевой вылет состоялся 21 марта и оказался неудачным. Низкая эффективность «Оки» была показана и в дальнейшем на основе 850 совершенных вылетов. Самую большую уязвимость представлял собой носитель крылатой бомбы — маломаневренный из-за тяжелой ноши бомбардировщик с незащищенными топливными баками, а также малая дальность пуска самолета-снаряда. Из-за острого дефицита самолетов носитель подходил к цели практически без прикрытия и зачастую сбивался раньше, чем запускал смертельный груз. Камикадзе и пилоты бомбардировщика гибли, не достигнув цели, при незначительных потерях со стороны противника.
Политика неразглашения
Массовые атаки камикадзе на американские корабли имели следствием не только большие материальные потери, но и ощутимый психологический шок. По описаниям очевидцев, потенциальные жертвы могли замереть на палубе, глядя на неотвратимо надвигающуюся опасность, испытывая одновременно страх и восхищение от мысли о том, как мужественно человек летит навстречу своей смерти. Атаки камикадзе подрывали моральный дух вражеской армии, вселяли страх, сеяли панику. Американское командование и военная цензура приняли решение о строжайшем запрете на распространение сведений о камикадзе, держали в тайне самоубийственные атаки до самого конца войны и союзники из Британии.
Герои или безумцы?
В истории мировых войн нередки случаи подобного самопожертвования среди летчиков многих других стран (в т.ч. и России). Однако никогда и нигде на них не делалась официальная ставка. Они были спонтанными и от начала до конца добровольными, а не одобренными и планируемыми сверху. Послевоенная оценка движения камикадзе была неоднозначной, и в дальнейшем она складывалась под влиянием политики государственных партий, кинофильмов, высказываемых публично мнений высших руководителей и т.д. С одной стороны, моральный дух и мужество даже самых молодых пилотов-смертников не может объективно не вызывать глубокого восхищения, с другой — данная стратегия признана пораженческой, поскольку быстро истощала ресурсы, которые не возобновлялись — расходными материалами становились работоспособные самолеты и квалифицированные пилоты.
Для современного поколения японцев опыт соотечественников-камикадзе кажется невообразимым, и, хотя они отдают должное их мужеству и героизму, в подавляющем большинстве считают их жертву чрезмерной и неоправданной.